Главными задачами инвестиционной политики Администрации области в 1998-2001 годах определены следующие:
- преодоление инвестиционного спада;
- создание благоприятного инвестиционного климата на территории области.
Создание благоприятного климата для инвесторов предполагает развитие законодательной базы, совершенствование существующих нормативно-правовых механизмов регулирования инвестиционной деятельности.
По многочисленным оценкам экспертов Самарская область уже имеет благоприятное инвестиционное законодательство, направленное на стимулирование капиталовложений. В развитие этого направления, в 1999-2001 годах должен быть принят ряд новых нормативных актов, обеспечивающих дальнейшее повышение инвестиционной привлекательности области и приток в регион новых капиталов. Среди законопроектов, которые должны быть разработаны и приняты в 1999-2001 годах важнейшими являются: "Закон о государственной поддержке крупных инвесторов", предусматривающий предоставление еще больших налоговых льгот для стратегических инвесторов на основе заключаемых с Администрацией области инвестиционных соглашений; "Закон о Бюджете развития Самарской области", определяющий механизмы привлечения и использования инвестиционных бюджетных ресурсов на возвратной основе; Порядок льготного налогообложения инвесторов на территории Самарской области, Положения "О порядке предоставления областных государственных гарантий", "О залоговом фонде Самарской области" и другие документы.
В связи с кризисом на рынке государственных ценных бумаг, вызвавшем снижение активности на фондовых рынках в целом, рассчитывать на портфельные иностранные инвестиции нецелесообразно. Поэтому в прогнозируемом периоде произойдет изменение инвестиционной политики - Администрация области начнет проводить "агрессивную маркетинговую политику" с целью дальнейшей рекламы достижений и потенциальных возможностей Самарской области и привлечения иностранных инвестиций на конкретные предприятия. Основные инвестиции будут производиться не за счет бюджетных средств, а за счет привлеченных ресурсов.
Централизованные источники инвестиций практически полностью будут направляться на увеличение государственной поддержки объектов социальной сферы, возвратное финансирование конверсии оборонной промышленности и перспективных быстроокупаемых проектов.
Основной задачей Администрации области станет способствование налаживанию и укреплению связей предприятий региона и иностранных ивесторов путем предоставления последним налоговых льгот. Привлечение в экономику области финансовых средств международных рынков капитала окажет положительное воздействие и позволит активизировать инвестиционную деятельность предприятий области.
----------------------------------- ---------------------------
| Выделение инвестиционных ресурсов | | Разработка и принятие |
| производится на конкурсной основе.| | ряда законодательных актов|
| В случае оценки эффективности | | (закон "О государственной |
| наиболее крупных и сложных | | поддержке крупных |
| объектов целесообразно проведение | | инвесторов", Положение "О |
| дополнительной экспертизы | | залоговом фонде" и пр.) |
| проектов с привлечением | | |
| независимых экспертов | | |
----------------------------------- ---------------------------
^ ^
| |
-------------------- --------------------- -------------------
| Поддержка наиболее | | Стимулирование | | Создание |
| эффективных | | формирования фондов,| | благоприятных |
| производств | | компаний и других | | условий |
| и инвестиционных | | институтов, | | (совершенствование|
| программ и проектов| | предназначенных для | | нормативной базы),|
| путем перехода на | | аккумуляции | | предоставление |
| конкурсные формы | | инвестиционных | | налоговых льгот, |
| размещения | | средств | | способствующих |
| инвестиционных | | | | притоку |
| ресурсов | | | | иностранных |
-------------------- --------------------- | капиталов в |
^ ^ | региональную |
| | | экономику |
| | -------------------
| | ^
| | |
------------------ | -------------
------------------------ | | | ------------------------
| Привлечение средств | | | | | Создание нормативно- |
| населения для | | | | | правовой базы, |
| финансирования наиболее| | | | | стимулирующей |
| быстро-окупаемых | | | | | привлечение частного |
| инвестиционных проектов| | | | | капитала для |
| | | | | | технического |
------------------------ | | | | перевооружения |
^ | | | | промышленных |
| | | | | предприятий посредством|
| | | | | финансового лизинга |
| | | | ------------------------
-------------- | | | ^
| | | | |
| | | | -------------
| | | | |
----------------- --------------------- -----------------
| Развитие | | Основные | | Стимулирование |
| практики | | направления | | развития |
| предоставления | | инвестиционной | | лизинговой |
| гарантий | | политики | | деятельности |
| (поручительств) | | Администрации | | |
| банкам на | | области | -----------------
| кредитование | | в 1999 - 2001 годах | ^
| принятых к | --------------------- |
| финансированию | | | | | | |
| проектов |<---- | | | --------------
----------------- | | |
| | |
------------------------ | | | --------------------
| Привлечение в жилищное |<- | ---->| Преимущественное |
| строительство средств | | | развитие |
| внебюджетных | | | практики |
| источников | | | связанных кредитов |
| финансирования, в том | | | |
| числе населения | | --------------------
| (развитие ипотеки) | | |
------------------------ | |
| |
--------------------- |
| Расширение | -----------------
-------------------- | практики | | Область |
| Инвестор должен | | привлечения частного| | предполагает |
| вложить собственные | | капитала для | | переводить |
| финансовые средства | | смешанного | | средства не на |
| в финансирование | | финансирования | | счета заемщика, |
| инвестиционного | | инвестиционных | | а оплачивать |
| проекта. Только | | проектов | | счета за товары |
| в этом случае он | | | | и услуги, |
| может рассчитывать | --------------------- | необходимые для |
| на поддержку | | | реализации |
| Администрации | | | проекта на |
| области |<------- | условиях тендера|
--------------------- -----------------
На уровне Администрации области будет создан Совет по иностранным инвестициям (далее - Совет). Цель работы Совета обеспечение постоянного диалога между инвесторами и областным руководством, обсуждение конкретных проблем, тормозящих осуществление структурных преобразований экономики области и принятие адекватных мер по их преодолению.
Большое внимание будет уделяться эффективному использованию имеющихся инвестиционных ресурсов путем размещения инвестиционных заказов и предложений преимущественно на конкурсной основе через системы торгов.
В условиях макроэкономической нестабильности и обусловленной этим недоступности заемных средств для предприятий области бюджетная поддержка стратегически важных инвестиционных проектов не должна сокращаться. Такую поддержку будут получать предприятия отраслей, являющихся точками роста экономики, обеспечивающие возникновение новых технологических цепочек, выпускающие экспортоориентированную или импортозамещающую продукцию, использующие прогрессивные технологии. Основным экономическим критерием государственной поддержки таких проектов (в том числе в форме областных государственных гарантий) будет их бюджетная, в том числе интегральная (с учетом эффекта в смежных производствах), эффективность.
Современный финансовый лизинг, как форма коммерческой деятельности, имеет широкие возможности для использования в различных областях экономики, требующих в настоящее время дополнительного финансирования. В развитии лизингового рынка Самарской области будут преобладать следующие тенденции:
- сокращение количества лизинговых компаний, сопровождающееся их значительным укрупнением;
- курс лизинговых компаний на универсализацию своей деятельности;
- укрепление сотрудничества лизинговых компаний с другими финансово-кредитными институтами области, расширяющие возможности каждой из сторон;
- участие лизинговых компаний области в региональных комплексных программах.
Одним из основных инструментов региональной инвестиционной политики становится "бюджет развития", ориентированный на стимулирование инвестиционной активности и реализацию наиболее перспективных инвестиционных проектов структурной перестройки экономики.
В "бюджете развития" предполагается сосредоточить ресурсы, направляемые из областного бюджета:
- на финансирование программы конверсии,
- на развитие фермерских хозяйств,
- на поддержку приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса,
- в лизинговые фонды.
Еще одним источником его доходов станет возврат ранее произведенных бюджетных ассигнований на инвестиционные цели и процентов по ним. Предполагается направлять в бюджет развития часть доходов, полученных от использования и приватизации объектов областной собственности, созданных в результате финансирования инвестиционных проектов из средств "бюджета развития". Весомой доходной статьей должны стать финансовые средства, полученные в результате внутренних и внешних заимствований области.
В настоящее время на руках у населения находятся значительные денежные средства как в рублях, так и в валюте. Задача состоит в том, чтобы "запустить" механизм, посредством которого свободные средства населения, предприятий, банков и т.п. могли быть использованы при осуществлении ряда инвестиционных проектов.
В 2000-2001 годах поставленные задачи найдут дальнейшее развитие и решение. При условии успешного преодоления последствий финансового кризиса эти годы станут годами роста активности иностранных инвесторов.
Важным методом привлечения инвестиций в область должна стать работа по устойчивому формированию имиджа Самарской области. В этих целях необходимо дальнейшее проведение экономических миссий, обеспечения участия области в крупнейших международных представительских мероприятиях, размещение в популярных зарубежных изданиях публикаций об инвестиционных возможностях Самарской области.