Сильная дифференциация муниципальных образований области по природно-ресурсному и экономическому потенциалу, предпосылкам самостоятельного выхода из кризисной ситуации определяет особенности внутриобластной региональной политики.
Основные направления региональной политики Администрации области на прогнозируемый период определены исходя из сложившейся экономической ситуации в стране в целом и Самарской области в частности, а также прогнозируемых перспектив ее развития.
Главным условием достижения поставленных на рассматриваемый период целей является объединение усилий всех уровней власти (областных, органов местного самоуправления, руководителей предприятий и т.д.) для эффективной реализации антикризисных мер и основных направлений Программы социально-экономического развития Самарской области на 1999-2001 годы.
В условиях переноса центра тяжести по обеспечению удовлетворительного качества жизни населения на муниципальный уровень важнейшим направлением внутриобластной региональной политики является содействие становлению в области на основе действующего федерального и областного законодательств, системы местного самоуправления, усиление роли органов местного самоуправления в решении проблем развития территории. В первую очередь необходимо разработать для этого соответствующую региональную законодательную базу по наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, делегированию полномочий органам местного самоуправления, порядку передачи объектов государственной собственности Самарской области органам местного самоуправления, регулированию отношений между бюджетом Самарской области местными бюджетами.
В целях улучшения социально-экономического положения муниципальных образований Администрации области будет проводить мероприятия по стимулированию деятельности органов местного самоуправления с целью укрепления экономической базы территории, активизации экономических реформ на местном уровне.
Продолжится экспериментальная отработка различных механизмов поддержки проблемных территорий области, направленных на стимулирование развития их собственной экономической базы и повышение активности деятельности органов местного самоуправления по изысканию внутренних резервов: принятие и реализация Закона Самарской области "Об особых экономических зонах на территории Самарской области", положений и целевых комплексных программ развития особых экономических зон на территории г. Похвистнево и Похвистневского района, г. Чапаевска и г. Октябрьска.
В отношении наиболее проблемных территорий области, не имеющих необходимых предпосылок для самостоятельного выхода из кризисной ситуации, Администрация области предполагает шире использовать программно-целевой метод. В частности, учитывая сложившийся в г. Чапаевске целый комплекс проблем, обусловленных спецификой города как одного из центров ВПК России и требующих для решения затрат, существенно превышающих усредненные показатели по области (экологическая ситуация, высокий уровень заболеваемости населения, необходимость проведения крупных конверсионных мероприятий и технического перевооружения основных градообразующих объектов и др.), а также невозможность города самостоятельно преодолеть затянувшийся кризис без необратимых деформаций, разработана целевая комплексная программа "Социально-экономическое развитие и экологическая реабилитация г. Чапаевска Самарской области" на 1999-2010 гг., принятие и эффективная реализация которой при условии концентрации усилий всех исполнителей программы позволит осуществить постепенный переход промышленного производства города к стабилизации и устойчивому экономическому росту при одновременном развитии непромышленных видов деятельности, значительно снизить действия негативных факторов на окружающую природную среду, улучшить здоровье населения, а также накопить финансовые ресурсы для выполнения социальных программ, способствующих обеспечению удовлетворительного качества жизни населения города как конечной цели программы.
Одним из основных направлений региональной политики Администрации области является решение проблем межбюджетных отношений области и муниципальных образований и повышение эффективности их функционирования.
Региональная политика Администрации области будет направлена на повышение самостоятельности и заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении налогового потенциала, рационализации расходов бюджета.
Этому должно способствовать законодательное разграничение расходных полномочий и ответственности между органами власти области и органами местного самоуправления, переход к нормативной оценке бюджетных потребностей бюджетов муниципальных образований на основе утвержденных государственных минимальных социальных стандартов.
В условиях дефицита бюджетных средств и Администрации области, и органам местного самоуправления необходимо четко определить круг приоритетных направлений их расходования и неукоснительно выполнять взятые на себя обязательства.
С учетом сохранения потребности в дотациях на ближайшее время возникает необходимость определения (на основе прогнозных и целевых параметров развития области и ее территорий) оптимального соотношения нормативов отчислений по регулирующим доходам и размеров финансовой поддержки территорий области.
Реализация программы реформирования межбюджетных отношений на территории области при тщательном мониторинге ее выполнения будет способствовать ликвидации зависимости муниципальных образований области от дотаций и субвенций из областного бюджета.
Одним из основных реальных источников пополнения доходной части бюджетов территорий области является эффективное использование земельных ресурсов городов. Для повышения доли платежей за земельные ресурсы в местных бюджетах отрабатывается механизм их эффективного использования на основе принятия соответствующей нормативно-правовой базы, зонирования территории, ведения государственного земельного кадастра, усиления контроля за использованием земельных ресурсов и т.д.
Высокая концентрация предприятий машиностроения и нефтепереработки на территории области вызывает необходимость принятия мер по поддержке крупнейших градообразующих предприятий городов Самары, Сызрани, Новокуйбышевска, т.к. социально-экономическое развитие городов во многом зависит от состояния этих предприятий. Это будет осуществлено путем создания и реализации дополнительных стимулирующих условий для инвесторов, вкладывающих средства в эти города и предприятия, формирования на отдельных территориях этих городов, с целью использования научно-производственного потенциала для стабилизации социально-экономической ситуации, технополисов или научнопроизводственных комплексов с разработкой программ их развития, основанных на привлечении инвестиционных ресурсов для реализации перспективных научно-производственных проектов по выпуску наукоемкой, конкурентоспособной продукции, а также проектов развития социальной, в т.ч. современной деловой инфраструктуры.
Наряду с укреплением промышленного комплекса будут проводиться мероприятия по стимулированию развития непроизводственных видов деятельности в городах Самаре, Тольятти, Сызрани, Жигулевске (развитие санаторно-курортного и туристического бизнеса, народных промыслов, ремесел), в том числе на территории национального парка "Самарская Лука".
Моноструктурный характер экономики городов Октябрьска, Кинеля, Похвистнево, которые в современных условиях переживают глубокий кризис, определяет необходимость принятия мер по содействию развития на их территории предприятий малого и среднего бизнеса, что позволит разнообразить функциональный профиль данных городов.
Переход к устойчивому росту экономики возможен лишь при условии проведения разумной и эффективной инвестиционной политики. В соответствии с Законом Самарской области "Об инвестициях в Самарской области" необходимо выработать эффективный механизм инвестиционной поддержки территорий области, который будет способствовать улучшению инвестиционного климата в области и обеспечению социально-экономического развития ее муниципальных образований. В этой связи одним из направлений региональной политики Администрация области является содействие улучшению инвестиционной политики органов местного самоуправления по привлечению и эффективному использованию на конкурсной и контрактной основе инвестиционных ресурсов, поиску нетрадиционных финансовых источников.
Современная ситуация требует качественно нового уровня информационной поддержки процесса принятия управленческих решений, анализа и прогнозирования социально-экономического развития территории отдельного муниципального образования. В этом направлении продолжится разработка проекта территориальной автоматизированной системы (ТАИС-Город, ТАИС-Район), направленного на использование социально-экономической модели при формировании и отработке управленческих решений.
Кроме того, органам местного самоуправления будут постоянно оказываться услуги информационного характера посредством проведения по наиболее приоритетным вопросам региональных конференций, семинаров, выставок-ярмарок.
С целью создания в отдельных муниципальных образованиях макросреды, оптимальной для привлечения инвестиций и производства конкурентоспособных товаров и услуг, на примере города Октябрьска с привлечением научных кругов региона будет разрабатываться концепция маркетинга города в новых условиях хозяйствования.
С целью стимулирования социально-экономического развития отдельных территорий области предполагается ежегодно проводить конкурсы среди муниципальных образований по определенным критериям и показателям.
Неблагоприятная экологическая ситуация в ряде городов области требует продолжения в прогнозируемом периоде осуществления поэтапного комплексного подхода к решению вопросов восстановления и сохранения природных ресурсов территории в рамках специальных программ экологической направленности.