Одним из важнейших для Администрации области остается вопрос обеспечения жильем населения региона. Несмотря на то, что Самарская область является одним из регионов Российской Федерации, в котором за период с 1991 года снизилось число очередников на улучшение жилищных условий, для решения вопроса обеспечения жильем необходимы значительные денежные средства.
Администрацией области в настоящее время реализуются как федеральные целевые программы жилищного строительства "Жилище", "Свой дом", "Обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас", так и программы, принятие на уровне области. Предоставляются субсидии и кредиты работникам бюджетной сферы, на селе создан Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства.
В целях формирования единой нормативно-правовой базы и систематизации положительного опыта в решении жилищных проблем Администрацией области разработан проект закона Самарской области "О жилище".
Политика Администрации области по реализации решения жилищной проблемы будет развиваться в 1999-2001 гг. по следующим направлениям:
- предоставление малоимущим семьям квартир из фонда социального использования в пределах нормы предоставления жилья по договору социального найма;
- содействие формированию цивилизованного рынка недвижимости Самарской области, что обеспечит более эффективные процессы перераспределения жилья между различными группами населения, ускорит формирование стабильных цен на недвижимость;
- создание в жилищном фонде социального использования комплекса социального жилья, которое будет предоставляться по договору аренды, не подлежать приватизации и сдаче в субаренду;
- финансирование из федерального и областного бюджета строительства жилья для отдельных групп населения;
- создание механизмов для привлечения внебюджетных средств в качестве источников финансирования строительной отрасли;
- проектирование и последующее строительство принципиально нового типа жилья, позволяющего собственникам жилых помещений объединяться в товарищества и иные организации по удовлетворению жилищно-бытовых потребностей;
- упорядочение планировки и застройки населенных пунктов и пригородов городов;
- снижение затрат на строительство за счет использования новых технологий в строительстве, изменения сложившейся инженерной инфраструктуры, использования эффективных теплоизолирующих материалов и легких металлоконструкций;
- совершенствование структуры жилищного фонда.
Приблизиться к решению проблемы обеспечения жильем можно через развитие системы ипотечного кредитования.
Администрацией области принят пакет, документов, регламентирующих порядок организации ипотечного кредитования строительства. Принято решение об образовании Самарского областного фонда жилья и ипотеки (далее - Фонд жилья и ипотеки), утвержден его устав, разрабатывается программа создания инфраструктуры рынка ипотечных ценных бумаг. Отделения Фонда жилья и ипотеки будут организованы в Самаре, Тольятти, Сызрани и других городах и районах области.
Преобразования в жилищно-коммунальной сфере в Самарской области осуществляются в рамках реализации нового этапа Государственной целевой программы "Жилище".
Общее социально-экономическое состояние продолжает оказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры.
Не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережения. Идет процесс снижения инвестиций в коммунальное хозяйство.
Единственным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.
Администрацией области подготовлена Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Самарской области на 1998-2010 годы.
Согласно этой программе основные пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства следующие:
- демонополизация и развитие конкурентной среды;
- совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством;
- обеспечение государственного регулирования и контроля;
- стимулирование создания товариществ собственников жилья;
- реформирование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства;
- обеспечение социальной защиты населения.
В соответствии с 1 этапом программы в 1999-2000 гг. предполагаются следующие мероприятия:
- доведение предельного уровня платежей граждан к затратам на содержание, текущий ремонт жилья и коммунальные услуги до 70% в 2000 году;