Действующий

О прогнозе и Программе социально-экономического развития Самарской области на 1999-2001 годы

Жилищная политика и реформа жилищно-коммунального хозяйства

Одним из важнейших для Администрации области остается вопрос обеспечения жильем населения региона. Несмотря на то, что Самарская область является одним из регионов Российской Федерации, в котором за период с 1991 года снизилось число очередников на улучшение жилищных условий, для решения вопроса обеспечения жильем необходимы значительные денежные средства.

Администрацией области в настоящее время реализуются как федеральные целевые программы жилищного строительства "Жилище", "Свой дом", "Обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас", так и программы, принятие на уровне области. Предоставляются субсидии и кредиты работникам бюджетной сферы, на селе создан Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства.

В целях формирования единой нормативно-правовой базы и систематизации положительного опыта в решении жилищных проблем Администрацией области разработан проект закона Самарской области "О жилище".

Политика Администрации области по реализации решения жилищной проблемы будет развиваться в 1999-2001 гг. по следующим направлениям:

- предоставление малоимущим семьям квартир из фонда социального использования в пределах нормы предоставления жилья по договору социального найма;

- содействие формированию цивилизованного рынка недвижимости Самарской области, что обеспечит более эффективные процессы перераспределения жилья между различными группами населения, ускорит формирование стабильных цен на недвижимость;

- создание в жилищном фонде социального использования комплекса социального жилья, которое будет предоставляться по договору аренды, не подлежать приватизации и сдаче в субаренду;

- финансирование из федерального и областного бюджета строительства жилья для отдельных групп населения;

- создание механизмов для привлечения внебюджетных средств в качестве источников финансирования строительной отрасли;

- проектирование и последующее строительство принципиально нового типа жилья, позволяющего собственникам жилых помещений объединяться в товарищества и иные организации по удовлетворению жилищно-бытовых потребностей;

- упорядочение планировки и застройки населенных пунктов и пригородов городов;

- снижение затрат на строительство за счет использования новых технологий в строительстве, изменения сложившейся инженерной инфраструктуры, использования эффективных теплоизолирующих материалов и легких металлоконструкций;

- совершенствование структуры жилищного фонда.

Приблизиться к решению проблемы обеспечения жильем можно через развитие системы ипотечного кредитования.

Администрацией области принят пакет, документов, регламентирующих порядок организации ипотечного кредитования строительства. Принято решение об образовании Самарского областного фонда жилья и ипотеки (далее - Фонд жилья и ипотеки), утвержден его устав, разрабатывается программа создания инфраструктуры рынка ипотечных ценных бумаг. Отделения Фонда жилья и ипотеки будут организованы в Самаре, Тольятти, Сызрани и других городах и районах области.

Преобразования в жилищно-коммунальной сфере в Самарской области осуществляются в рамках реализации нового этапа Государственной целевой программы "Жилище".

Общее социально-экономическое состояние продолжает оказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры.

Не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережения. Идет процесс снижения инвестиций в коммунальное хозяйство.

Единственным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.

Администрацией области подготовлена Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Самарской области на 1998-2010 годы.

Согласно этой программе основные пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства следующие:

- демонополизация и развитие конкурентной среды;

- совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством;

- обеспечение государственного регулирования и контроля;

- стимулирование создания товариществ собственников жилья;

- реформирование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства;

- обеспечение социальной защиты населения.

В соответствии с 1 этапом программы в 1999-2000 гг. предполагаются следующие мероприятия:

- доведение предельного уровня платежей граждан к затратам на содержание, текущий ремонт жилья и коммунальные услуги до 70% в 2000 году;