Главными задачами на 1999-2001 годы являются рост реальных доходов и потребления населения, снижение уровня материального неравенства и численности населения, находящегося за чертой бедности. С целью решения поставленных задач важнейшими направлениями деятельности Администрации области будут:
- создание условий для максимальной занятости населения;
- охрана труда;
- реформирование заработной платы;
- социальная защита нуждающегося населения;
- поддержание существующего уровня и развитие социальной сферы;
- обеспечение доступа всех жителей области к бесплатным социальным благам в объемах не ниже государственных минимальных социальных стандартов;
- продолжение реформы жилищно-коммунального хозяйства.
В ходе социальных реформ главный акцент сделан на более активном использовании социальных факторов, непосредственно влияющих на повышение трудовой активности, прежде всего на совершенствование и усиление стимулирующей роли оплаты труда, развитие предприимчивости и деловой инициативы трудоспособных граждан. Значительное внимание будет уделено обеспечению рациональной занятости населения, предупреждению массовой безработицы и социальной поддержке высвобождаемых работников, усилению страховых принципов при социальной защите от социальных и профессиональных рисков.
Для обеспечения занятости населения будут разрабатываться заявки на включение проектов, реализуемых на территории области, в федеральные целевые программы, проекты региональных целевых программ, имеющих целью развитие производства, создание и сохранение экономически целесообразных рабочих мест.
Практическая реализация государственной политики в области охраны труда будет осуществлена на основе Программы по улучшению условий и охраны труда на 1998-2000 годы, предусматривающей комплекс мер по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на производстве, предупреждению и снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сохранению жизни и здоровья человека в процессе трудовой занятости. Важнейшими направлениями по улучшению условий и охраны труда будут: сертификация производственных объектов и организаций на соответствие требованиям по охране труда, социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшение условий труда женщин и подростков, профилактические и реабилитационные мероприятия для пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний и другие.
Реформирование оплаты труда будет проводиться в рамках создания макроэкономических условий роста реальной заработной платы. Это позволит в 1999-2001 годах постепенно восстановить роль оплаты труда в формировании доходов основной массы населения, а также использовать оплату труда не только в качестве эффективного стимула трудовой деятельности, но и как источника формирования средств для оплаты услуг социальной сферы. Предполагается внедрить механизм тарифного регулирования заработной платы для работников внебюджетного сектора в зависимости от их квалификации на основе коллективных тарифных договоров и соглашений между работодателями и работниками на всех уровнях социального партнерства. В рамках Концепции становления и развития системы социального партнерства в Самарской области будет продолжено взаимодействие между Адмиристрацией области, Союзом работодателей и Федерацией профсоюзов на уровне трехсторонних соглашений.
Важнейшей задачей останется последовательная ликвидация задолженности по выплате заработной платы, создание экономических и правовых механизмов, исключающих в дальнейшем задержки выплаты заработной платы. В этих целях продолжится деятельность оперативной комиссии Администрации области по укреплению платежной дисциплины на территории области, образованной постановлением Губернатора области от 14.07.98 N 167 "Об образовании и организации работы оперативной комиссии Администрации Самарской области по укреплению платежной дисциплины на территории области". Оперативная комиссия продолжит организацию установленных законодательством мер воздействия в отношении организаций и их руководителей, допускающих нарушения платежно-расчетной и финансовой дисциплины.
Стратегия развития пенсионного обеспечения определена в разработанной Правительством Российской Федерации Концепции реформ пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Целью реформирования будет достижение финансовой устойчивости государственной пенсионной системы и создание условий для дополнительного пенсионного обеспечения из негосударственных пенсионных фондов, что даст возможность перехода к более высоким стандартам материального обеспечения в старости. Организация персонифицированного учета страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" позволит установить более жесткую связь между поступающими взносами и размерами пенсионных выплат, устанавливаемых в зависимости от величины зачисленных на счет конкретного работника страховых сумм. В рамках системы персонифицированного учета предполагается приступить с 2001 года к открытию условно-накопительных лицевых счетов застрахованных лиц.
В условиях проведения пенсионной реформы реализация проекта закона Самарской области "О дополнительном пенсионном обеспечении в Самарской области" даст реальную возможность повысить размер пенсии.
При проведении мероприятий по реформированию системы социальных выплат, льгот и компенсаций основной акцент будет сделан на повышении эффективности использования средств, выделяемых на социальные нужды. Будет осуществляться максимально возможный переход на заявительный характер предоставления социальных выплат и пособий с одновременной проверкой нуждаемости.
Повышение уровня социальной защиты направлено на обеспечение роста доходов людей, живущих на страховые выплаты и пособия, а, следовательно, на обеспечение достойного уровня их жизни. В ходе социальных реформ социальное страхование является существенным фактором повышения уровня и качества жизни населения. Каждое направление социального страхования: обязательное общее, обязательное профессиональное, обязательное территориальное должно выступать как интегрированная часть единой социальной политики. Обязательное общее социальное страхование должно охватывать всех работающих на предприятиях любых форм собственности. Обязательное профессиональное социальное страхование должно включать в себя страхование профессиональных рисков работников, работающих в условиях повышенного риска повреждения здоровья в силу неблагоприятных условий труда. Обязательное территориальное страхование должно учитывать специфику труда в сложных экстремальных условиях. Обязательным элементом стратегического развития социального страхования должно стать его построение на подлино страховых принципах. Политика Администрации области по формированию системы обязательного социального страхования работающих будет направлена на создание надежного механизма страховых выплат, пенсий по инвалидности, при потере кормильца в результате несчастного случая на производстве, а также в случае получения работником профессионального заболевания.
В первоочередном порядке бюджетные средства будут направляться на обеспечение функционирования и развития отраслей социально-культурной сферы на основе минимальных государственных социальных стандартов Самарской области для обеспечения гарантированного права каждому жителю области минимального уровня общедоступных социальных услуг. Принятие проекта закона Самарской области "О государственных минимальных социальных стандартах Самарской области" позволит сформировать нормативно-правовую базу для практического обеспечения конституционных прав граждан и социальных гарантий по основным показателям уровня жизни, что будет способствовать повышению обоснованности социальных расходов консолидированного бюджета области и внебюджетных территориальных фондов.
Государственные минимальные социальные стандарты в Самарской области устанавливаются в следующих отраслях социально-культурной сферы: здравоохранение, образование, культура, социальная защита, физкультура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, обеспечение правопорядка и безопасности граждан, поддержка семьи, материнства и детства, молодежная политика. В качестве государственных минимальных социальных стандартов в отраслях социально-культурной сферы будут закреплены наборы бесплатных и общедоступных услуг, нормы и нормативы обеспеченности населения этими услугами.
Основными задачами развития научно-технической сферы региона на 1999-2001 годы определены:
перевод научных разработок, выполняемых в рамках региональных научно-технических программ, на инновационный путь развития, обеспечивающий производство высокоэффективной конкурентоспособной наукоемкой продукции;
создание нормативно-правовой базы функционирования научно-технической сферы (прежде всего имеется в виду подготовка и принятие областного закона о научно-технической и инновационной деятельности);
проведение комплекса мероприятий по стимулированию развития науки и повышению социального статуса ученых (в том числе за счет учреждения системы Губернских премий и грантов в области науки и техники).
Продолжиться реализация областной программы "Развитие научно-технологического потенциала Самарской области: 1997 - 2000 гг.". Будет создана сеть инновационных центров по передаче технологий и внедрению их на предприятиях.
В сфере образования основной задачей на среднесрочный период является создание условий для реализации конституционных прав человека на образование, обеспечение выского качества в соответствии с потребностями личности, общества, государства. Продолжится реализация областной программы "Общее и начальное профессиональное образование в 1997-2000 гг." по реформированию системы образования Самарской области с целью приведения ее в состояние, адекватное состоянию общества. Получит развитие процесс структурной оптимизации системы образования. Осуществлению единой государственной политики в области образования будет способствовать новая модель управления образовательны округ. Продолжится работа по созданию современной образовательной среды для детей в сельских малокомплектных школах. В области дошкольного образования будут внедряться будут внедряться вариативные образовательные программы. В области общего образования будут создаваться условия для личностно-ориентированного вариантивного обучения. Продолжится введение в систему общего образования программ допрофессиональной подготовки.
В сфере профессионального образования будут создаваться крупные научно-образовательные комплексы университетского типа за счет интеграции высших и средних профессиональных учебных заведений, создания ассоциаций, включающих вузы, академические и отраслевые научно-исследовательские институты, промышленные предприятия. Получит развитие процесс оптимизации структуры специальностей вузов в соответствии с прогнозом потребности в кадрах с профессиональными образованием, и, в частности, в вузах будет расширяться или организовываться бакалавриат с целью сокращения сроков подготовки специалистов и экономии средств.
Основной задачей реформирования здравоохранения является улучешение качества медицинской помощи населению на основе дальнейшего развития медицинского страхования, возможности выбора гражданами вида медицинского страхования, медицинского учреждения и лечащего врача. Развитие и преобразование здравоохранения будут осуществляться в условиях формирования здравоохранения всех форм собственности с сохранением основных позиций за государственным и муниципальным здравоохранением.
Приоритеты развития здравоохранения будут определены реализацией Концепции развития здравоохранения в 1996-2000 гг.. Особое внимание будет уделено развитию амбулаторно-поликлинической помощи как наиболее близкой населению. Продолжится работа по реорганизации первичного звена медицинской помощи по принципу врача общей практики. Получит развитие подготовка врачей общей практики для сельских районов области. Продолжится реорганизация и совершенствование стационарной помощи с расширенным использованием стационарозамещающих технологий, развитие неотложной помощи. Сокращение сроков пребывания больного в стационаре, более быстрое выздоровление за счет интенсивности лечебно-диагностического процесса будут способствовать эффективному использованию средств.
В прогнозируемом периоде получит дальнейшее развитие и совершенствование противотуберкулезная и онкологическая помощь; компьютеризация лечебно-диагностического процесса; повышение эффективности системы контроля качества медицинской помощи населению, развитие вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи; создание единой системы борьбы с наркоманией.