Фондовый рынок Самарской области характеризуется резкой диспропорцией между государственными и корпоративными секторами.
Рынок корпоративных ценных бумаг является наименее развитым сегментом фондового рынка в регионе. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, рынок корпоративных бумаг очень восприимчив к различным изменениям в политической, экономической и социальной сферах. Во-вторых, акции предприятий конкурируют с государственными ценными бумагами по ликвидности и доходности. В-третьих, потенциальных инвесторов отпугивает печальный опыт "обманутых вкладчиков". Тем не менее, рынок региональных корпоративных акций обладает немалым потенциалом. Ценные бумаги акционерных обществ "Самараэнерго", Самаранефтегаз", "Волготанкер" и "Связьинформ" котируются в Российской Торговой системе, что свидетельствует о достаточно высоком уровне их ликвидности. Но нестабильность в политической и экономической сферах, вызванная последствиями финансового кризиса, предстоящими выборами в Государственную Думу Российской Федерации в 1999 году и выборами Президента Российской Федерации в 2000 году, вряд ли позволит реализоваться имеющемуся потенциалу. На протяжении 1999 и 2000 годов рынок корпоративных ценных бумаг будет претерпевать постоянные колебания.
По тем же причинам кардинально изменится обстановка на региональном фондовом рынке в целом. После принятия Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации новых мер по реструктуризации ГКО и запуска Центральным банком Российской Федерации ценных бумаг-преемников ГКО начнется оживление на фондовом рынке. Но в связи с утратой доверия к государству, как к заемщику, профессиональные участники рынка ценных бумаг в своем большинстве перейду от совершения дилерских операций к оказанию брокерских услуг. Дилерские сделки практически заключаться не будут.
В связи со снижением активности на фондовом рынке значительно расширится спектр услуг, оказываемых инвестиционными компаниями и фондами по управлению и хранению ценных бумаг (траст, кастодиен, консалдинг и пр.).
-----------------
| Развитие рынка |
| корпоративных |
| ценных бумаг |
-----------------
^
-------------------------------- | --------------------
| Создание благоприятных условий | | | Создание |
| для инвестиций в местную | | | привлекательности |
| промышленность и вложения | | | инвестиций для |
| средств в ценные бумаги | | | физических лиц |
| региональных эмитентов | | | |
-------------------------------- | --------------------
^ | ^
--------------------- | | |
| Расширение спектра | | | |
| услуг, оказываемых | | --------------------
| профессиональными | --------| Основные |
| участниками рынка |<-----------| направления |
| ценных бумаг | | развития фондового |
--------------------- | рынка |
| в 1999-2001 годах |
--------------------
|
|
------------------------------
| Повышение ликвидности ценных |
----| бумаг региональных эмитентов |---
| ------------------------------ |
| | | | |
------------------------- | | | ----------------------
| Развивать маркетинговые | | | | | Повысить доступность |
| службы и рекламно- | | | | | акций для инвесторов |
| информационное | | | | | |
| обслуживание | | | | | |
------------------------- | | | ----------------------
---------------- | -----------------
| | |
--------------------- -------------------- -------------------
| Реализовать принцип | | Совершенствовать | | Повысить |
| информационной | | работу с клиентами | | квалифицированный |
| прозрачности | | и выходить на | | уровень |
| рынка | | зарубежные | | профессиональных |
| | | финансовые рынки | | участников |
| | | | | фондового рынка |
--------------------- -------------------- -------------------
В условиях преодоления последствий финансового кризиса, что станет основной чертой прогнозируемого периода, особую актуальность приобретет проект по отработке механизма продажи долгов промышленных предприятий путем превращения их в ценные бумаги. Поскольку рынок ГКО претерпит значительные изменения (измениться структура государственного долга, его объемы и сроки) и он вряд ли в ближайшие два-три года достигнет докризисных (или приближенных к ним) размеров, с наибольшей эффективностью механизм продажи долгов может быть запущен на открытой в городе Самаре площадке для торгов по ГКО.
Широкое поле деятельности предоставится банкам и другим финансовым структурам в управлении средствами клиентов, т.е. доверительном управлении (траст).
Потенциал банковской системы Самарской области в целом можно оценить как значительный, с высокой степенью концентрации, развитый соответственно уровню развития в области производственных, распределительных и перераспределительных отношений. Но в настоящее время банковская система переживает серьезные трудности, являющиеся следствием общероссийского финансового кризиса, и пока не в состоянии выполнить возложенные на нее задачи.
1999 год будет достаточно трудным для банковской системы, т.к. даже при самой благоприятной ситуации банкам предстоит огромная работа по восстановлению своих кредитных рейтингов, кредито- и платежеспособности в глазах иностранных партнеров. Учитывая размеры и глубину финансового кризиса, решению этой задачи будет посвящен весь 1999 год.
Основные направления развития банковской системы в 1999 году
1 | 2 |
1. Укрупнение банковского капитала путем слияния банков. | В 1999 году продолжится процесс укрупнения банковского капитала, вызванный финансовым кризисом, разразившимся в предшествующем году. Объединение банков будет проходить как внутри созданных ранее расчетных пулов, так и вне их границ. |
2. Санация и преобразование отдельных банковских структур. | В 1999 году продолжится работа по созданию и совершенствованию нормативных актов, предусматривающих процедуру банкротства финансово-кредитных учреждений и механизма их санации. |
3. Создание благоприятных условий для привлечения средств населения и усиления их роли в формировании финансового потенциала области. | Рост процентных ставок по вкладам населения, открытие новых привлекательных видов вкладов. |
4. Активизация кредитования промышленности. | Снижение кредитных ставок, рост вложений в реальный сектор производства, совершенствование практики обращения взысканий по невозвращенным средствам на имущество должника. |
5. Расширение спектра банковских услуг: ипотечное кредитование, операции финансового лизинга, трастовые операции, кастодиальные услуги и пр. | Возможно при совершенствовании соответствующего законодательства как на федеральном, так и на региональном уровне. |
6. Расширение корреспондентских отношений с инорегиональными и иностранными банками. | Позволит привлечь в региональную экономику дополнительные финансовые ресурсы. |
7. Рост уровня профессиональной подготовки банковских специалистов. | Расширение связей региональных банков с международными финансовыми институтами требует перехода к международным стандартам финансовой отчетности и высокого уровня профессионализма банковских служащих. |
8. Обеспечение информационной прозрачности банковской деятельности. | Позволит восстановить доверие как населения так и деловых партнеров и положительно скажется на привлечении новых клиентов и расширение корреспондентских отношений. |
В 2000-2001 годах данные направления получат дальнейшее решение и развитие. При успешном решении поставленных задач и преодолении последствий финансового кризиса в эти годы произойдет укрепление и стабилизация банковского сектора.
Основные тенденции самарского регионального страхового рынка практически совпадают с общероссийскими, и потому развитие самарского страхового рынка напрямую будет зависеть от реализации Федеральной программы развития национальной системы страхования на 1998-2000 гг. Принятая программа определяет страхование как механизм, позволяющий решать задачи стратегического характера и содержит ряд мер, позволяющих повысить стабильность страхового рынка. Ниже приведены основные задачи развития страхового рынка, пути их реализации и влияние этих мер на страховой рынок Самарской области.
1. Обеспечение надежности страховщиков и финансовой устойчивости всей системы | С 1 января 1999 года все страховые компании должны иметь уставный капитал от 2 до 4 миллионов, а к 2000 году минимальный размер уставного капитала страховой компании предполагается увеличить в пять раз. Эта мера ускорит процесс укрупнения самарского страхового бизнеса. |
2. Ужесточение контроля за страховщиками | Введение типовых правил страхования, что существенно облегчит процесс лицензирования. Соблюдение требований, предъявляемых к величине собственных средств страховых компаний и их уставным капиталам. |
3. Дальнейшее развитие обязательного и стимулирование добровольного страхования | Постепенное повышение существующей нормы отнесения страховых затрат на себестоимость (с 1% до 3% в2000 году). Учитывая, что особенностями страхового рынка Самарской области является значительное преобладание обязательных видов страхования над добровольными и высокая доля имущественного страхования, использование методов налогового стимулирования позволит обеспечить выравнивание диспропорций на самарском страховом рынке. |
4. Усиление роли страхования как источника и механизма гарантий инвестиций | Развитие долгосрочных видов страхования, которые и являются источниками "длинных" денег. Привлечение страховых компаний региона к участию в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций и кредитов. |
Другим фактором, влияющим на развитие российского страхового рынка, является вступление России в 1999 году во Всемирную торговую организацию, способствующее приходу на национальный рынок иностранных страховщиков. В преддверии этого события лидеры страхового рынка области будут увеличивать уставные капиталы и собственные средства, присоединяя более мелкие страховые компании. При этом не исключена возможность присоединения региональных страховых компаний в качестве филиалов к крупным московским компаниям, что значительно сократит страховой потенциал области.
Для активизации своей деятельности и предотвражения негативных последствий страховщики области, преодолев этап количественного роста, должны в период с 1999 по 2001 годы перейти в новый этап качественного роста:
-----------------------------------------------------------------