Действующий

О прогнозе и Программе социально-экономического развития Самарской области на 1999-2001 годы

Финансовая политика

Фондовый рынок Самарской области характеризуется резкой диспропорцией между государственными и корпоративными секторами.

Рынок корпоративных ценных бумаг является наименее развитым сегментом фондового рынка в регионе. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, рынок корпоративных бумаг очень восприимчив к различным изменениям в политической, экономической и социальной сферах. Во-вторых, акции предприятий конкурируют с государственными ценными бумагами по ликвидности и доходности. В-третьих, потенциальных инвесторов отпугивает печальный опыт "обманутых вкладчиков". Тем не менее, рынок региональных корпоративных акций обладает немалым потенциалом. Ценные бумаги акционерных обществ "Самараэнерго", Самаранефтегаз", "Волготанкер" и "Связьинформ" котируются в Российской Торговой системе, что свидетельствует о достаточно высоком уровне их ликвидности. Но нестабильность в политической и экономической сферах, вызванная последствиями финансового кризиса, предстоящими выборами в Государственную Думу Российской Федерации в 1999 году и выборами Президента Российской Федерации в 2000 году, вряд ли позволит реализоваться имеющемуся потенциалу. На протяжении 1999 и 2000 годов рынок корпоративных ценных бумаг будет претерпевать постоянные колебания.

По тем же причинам кардинально изменится обстановка на региональном фондовом рынке в целом. После принятия Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации новых мер по реструктуризации ГКО и запуска Центральным банком Российской Федерации ценных бумаг-преемников ГКО начнется оживление на фондовом рынке. Но в связи с утратой доверия к государству, как к заемщику, профессиональные участники рынка ценных бумаг в своем большинстве перейду от совершения дилерских операций к оказанию брокерских услуг. Дилерские сделки практически заключаться не будут.

В связи со снижением активности на фондовом рынке значительно расширится спектр услуг, оказываемых инвестиционными компаниями и фондами по управлению и хранению ценных бумаг (траст, кастодиен, консалдинг и пр.).

                          -----------------
                         | Развитие рынка  |
                         | корпоративных   |
                         | ценных бумаг    |
                          -----------------
                                      ^
  --------------------------------    |     --------------------
 | Создание благоприятных условий |   |    | Создание           |
 | для инвестиций в местную       |   |    | привлекательности  |
 | промышленность и  вложения     |   |    | инвестиций для     |
 | средств в ценные бумаги        |   |    | физических лиц     |
 | региональных эмитентов         |   |    |                    |
  --------------------------------    |     --------------------
                           ^          |            ^
  ---------------------    |          |            |
 | Расширение спектра  |   |          |            |
 | услуг, оказываемых  |   |         --------------------
 | профессиональными   |    --------|      Основные      |
 | участниками рынка   |<-----------|    направления     |
 | ценных бумаг        |            | развития фондового |
  ---------------------             |       рынка        |
                                    |  в 1999-2001 годах |
                                     --------------------
                                              |
                                              |
                    ------------------------------
                   | Повышение ликвидности ценных |
               ----| бумаг региональных эмитентов |---
              |     ------------------------------    |
              |               |  |  |                 |
  -------------------------   |  |  |    ----------------------
 | Развивать маркетинговые |  |  |  |   | Повысить доступность |
 | службы и рекламно-      |  |  |  |   | акций для инвесторов |
 | информационное          |  |  |  |   |                      |
 | обслуживание            |  |  |  |   |                      |
  -------------------------   |  |  |    ----------------------
              ----------------   |   -----------------
             |                   |                    |
  ---------------------   --------------------   -------------------
 | Реализовать принцип | | Совершенствовать   | | Повысить          |
 | информационной      | | работу с клиентами | | квалифицированный |
 | прозрачности        | | и выходить на      | | уровень           |
 | рынка               | | зарубежные         | | профессиональных  |
 |                     | | финансовые рынки   | | участников        |
 |                     | |                    | | фондового рынка   |
  ---------------------   --------------------   -------------------

В условиях преодоления последствий финансового кризиса, что станет основной чертой прогнозируемого периода, особую актуальность приобретет проект по отработке механизма продажи долгов промышленных предприятий путем превращения их в ценные бумаги. Поскольку рынок ГКО претерпит значительные изменения (измениться структура государственного долга, его объемы и сроки) и он вряд ли в ближайшие два-три года достигнет докризисных (или приближенных к ним) размеров, с наибольшей эффективностью механизм продажи долгов может быть запущен на открытой в городе Самаре площадке для торгов по ГКО.

Широкое поле деятельности предоставится банкам и другим финансовым структурам в управлении средствами клиентов, т.е. доверительном управлении (траст).

Потенциал банковской системы Самарской области в целом можно оценить как значительный, с высокой степенью концентрации, развитый соответственно уровню развития в области производственных, распределительных и перераспределительных отношений. Но в настоящее время банковская система переживает серьезные трудности, являющиеся следствием общероссийского финансового кризиса, и пока не в состоянии выполнить возложенные на нее задачи.

1999 год будет достаточно трудным для банковской системы, т.к. даже при самой благоприятной ситуации банкам предстоит огромная работа по восстановлению своих кредитных рейтингов, кредито- и платежеспособности в глазах иностранных партнеров. Учитывая размеры и глубину финансового кризиса, решению этой задачи будет посвящен весь 1999 год.

          Основные направления развития банковской системы в 1999 году

1

2

1. Укрупнение банковского капитала путем слияния банков.

В 1999 году продолжится процесс укрупнения банковского капитала, вызванный финансовым кризисом, разразившимся в предшествующем году. Объединение банков будет проходить как внутри созданных ранее расчетных пулов, так и вне их границ.

2. Санация и преобразование отдельных банковских структур.

В 1999 году продолжится работа по созданию и совершенствованию нормативных актов, предусматривающих процедуру банкротства финансово-кредитных учреждений и механизма их санации.

3. Создание благоприятных условий для привлечения средств населения и  усиления их роли в формировании финансового потенциала области.

Рост процентных ставок по вкладам населения, открытие новых привлекательных видов вкладов.

4. Активизация кредитования промышленности.

Снижение кредитных ставок, рост вложений в реальный сектор производства, совершенствование практики обращения взысканий по невозвращенным средствам на имущество должника.

5. Расширение спектра банковских услуг: ипотечное кредитование, операции финансового лизинга, трастовые операции, кастодиальные услуги и пр.

Возможно при совершенствовании соответствующего законодательства как на федеральном, так и на региональном уровне.

6. Расширение корреспондентских отношений с инорегиональными и иностранными банками.

Позволит привлечь в региональную экономику дополнительные финансовые ресурсы.

7. Рост уровня профессиональной подготовки банковских специалистов.

Расширение связей региональных банков с международными финансовыми институтами требует перехода к международным стандартам финансовой отчетности и высокого уровня профессионализма банковских служащих.

8. Обеспечение информационной прозрачности банковской деятельности.

Позволит восстановить доверие как населения так и деловых партнеров и положительно скажется на привлечении новых клиентов и расширение корреспондентских отношений.

В 2000-2001 годах данные направления получат дальнейшее решение и развитие. При успешном решении поставленных задач и преодолении последствий финансового кризиса в эти годы произойдет укрепление и стабилизация банковского сектора.

Основные тенденции самарского регионального страхового рынка практически совпадают с общероссийскими, и потому развитие самарского страхового рынка напрямую будет зависеть от реализации Федеральной программы развития национальной системы страхования на 1998-2000 гг. Принятая программа определяет страхование как механизм, позволяющий решать задачи стратегического характера и содержит ряд мер, позволяющих повысить стабильность страхового рынка. Ниже приведены основные задачи развития страхового рынка, пути их реализации и влияние этих мер на страховой рынок Самарской области.

1. Обеспечение надежности страховщиков и финансовой устойчивости всей системы

С 1 января 1999 года все страховые компании должны иметь уставный капитал от 2 до 4 миллионов, а к 2000 году минимальный размер уставного капитала страховой компании предполагается увеличить в пять раз. Эта мера ускорит процесс укрупнения самарского страхового бизнеса.

2. Ужесточение контроля за страховщиками

Введение типовых правил страхования, что существенно облегчит процесс лицензирования. Соблюдение требований, предъявляемых к величине собственных средств страховых компаний и их уставным капиталам.

3. Дальнейшее развитие обязательного и стимулирование добровольного страхования

Постепенное повышение существующей нормы отнесения страховых затрат на себестоимость (с 1% до 3%  в2000 году). Учитывая, что особенностями страхового рынка Самарской области является значительное преобладание обязательных видов страхования над добровольными и  высокая доля имущественного страхования, использование методов налогового стимулирования позволит обеспечить выравнивание диспропорций на самарском страховом рынке.

4. Усиление роли страхования как источника и механизма гарантий инвестиций

Развитие долгосрочных видов страхования, которые и являются источниками "длинных" денег. Привлечение страховых компаний региона к участию в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций и кредитов.

Другим фактором, влияющим на развитие российского страхового рынка, является вступление России в 1999 году во Всемирную торговую организацию, способствующее приходу на национальный рынок иностранных страховщиков. В преддверии этого события лидеры страхового рынка области будут увеличивать уставные капиталы и собственные средства, присоединяя более мелкие страховые компании. При этом не исключена возможность присоединения региональных страховых компаний в качестве филиалов к крупным московским компаниям, что значительно сократит страховой потенциал области.

Для активизации своей деятельности и предотвражения негативных последствий страховщики области, преодолев этап количественного роста, должны в период с 1999 по 2001 годы перейти в новый этап качественного роста:

-----------------------------------------------------------------