Действующий

О прогнозе и Программе социально-экономического развития Самарской области на 1999-2001 годы

Налоговая и бюджетная политика

Защита финансовых интересов Самарской области перед Российской Федерацией останется главной задачей региональной финансовой политики. Поиск более совершенных механизмов расчетов с федеральным бюджетом, переориентация кредитных ресурсов финансовой сферы в реальный сектор экономики повысит финансовую стабильность региона, приведет к расширению полномочий субъекта. В рамках решения этой задачи Администрация области будет добиваться внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации по приданию части федеральных налогов статуса регулируемых, что означает более широкие полномочия региона в определении условий налогообложения и распределении налоговых доходов между уровнями бюджетов.

Необходимость в упрощении налоговой системы реализуется Налоговым кодексом Российской Федерации, первая часть которого вступает в силу с 1999 года. Данным кодексом органам власти субъекта Российской Федерации предоставлены права по разработке и введению ряда налогов, таких как налог с продаж и единый налог на вмененный доход.

С введением налога с продаж ликвидируется целый ряд местных налогов, большая часть которых не играет значительной роли при формировании местных бюджетов. Доходы от сборов на право торговли, лицензионных сборов на право торговли подакцизными товарами будут возмещаться налогом с продаж. При введении данного налога будет соблюдаться принцип социальной защиты наименее обеспеченных слоев населения. Для этого ставки налога будут дифференцированы. По товарам и услугам первой необходимости будут предусмотрены льготы.

Введение единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, предназначенного для субъектов малого предпринимательства, обеспечит более полное их привлечение к налогообложению и выведение из теневого оборота значительных сумм доходов, упростит расчеты с бюджетом наименее подготовленных налогоплательщиков, обеспечит более планомерное и предсказуемое поступление налогов от предпринимательской деятельности в бюджет. Кроме того, будет упрощен контроль налоговых органов за налогообложением субъектов малого предпринимательства.

Дальнейшее развитие рынка субфедеральных и муниципальных ценных бумаг обострит вопрос необходимости аккумулирования сумм налога на региональные ценные бумаги в бюджете региона и получения регионом права распределения сумм налога между субъектом Федерации и муниципальными образованиями. Это потребует выхода на федеральный уровень с соответствующей законодательной инициативой.

Бюджетная политика Самарской области основывается на принципах реальности и самостоятельности бюджетов, разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, сокращения дефицита, постепенного отказа от дотаций и льгот, усиления контроля за использованием бюджетных средств, адресности и целевой направленности выделения бюджетных средств. Кроме того, необходимо приведение нормативно-правовой базы Самарской области в соответствие с реальными доходами бюджета. Вместе с тем социальная направленность бюджетной политики должна быть сохранена. При составлении социальных статей расходной части бюджета будет применяться система государственных стандартов в сфере потребления, образования, здравоохранения и культуры, что позволит рационализировать данный вид бюджетных расходов.

Будет продолжена работа с предприятиями по реструктуризации задолженности в консолидированный бюджет области. Одновременно с этим необходимо проводить мероприятия по постепенному сокращению прямой финансовой помощи, оказываемой предприятиям и организациям области, избавляясь прежде всего от дотирования неэффективных производств. Для перспективных и стабильно развивающихся предприятий предусмотрено применение системы льготного кредитования, что повысит эффективность использования бюджетных средств и будет способствовать социально-экономическому развитию региона.

В сфере бюджетных отношений с центром Администрацией области будет продолжена работа по упрочению самостоятельности Самарской области как субъекта Российской Федерации в выборе направлений своей бюджетной политики, отстаиванию экономических интересов области, сокращению встречных финансовых потоков.