Действующий

О прогнозе и Программе социально-экономического развития Самарской области на 1999-2001 годы

Потребительский рынок товаров и услуг

Основными факторами влияния на развитие потребительского рынка в среднесрочной перспективе будут:

- снижение реальных доходов населения, обусловленное ростом инфляции;

- существенное ограничение спроса основной массы населения на товары и услуги;

- сокращение доли импорта в товарных ресурсах региона.

Областной продовольственный рынок основных продуктов питания будет ориентирован преимущественно на отечественного товаропроизводителя. Рост спроса населения на продукты питания отечественного, в том числе местного, производства будет иметь устойчивую тенденцию. Основными источниками поступления товарных ресурсов в розничную торговлю будут закупки товаров непосредственно у предприятий производителей и организаций оптовой торговли.

В целях обеспечения развития современной структуры потребительского рынка товаров и услуг будет проводиться работа, направленная на совершенствование оптовой инфраструктуры потребительского рынка, сервисного и информационного обеспечения субъектов рынка.

Развитие инфраструктуры розничной торговли предполагается в направлении создания конкурентной среды на рынке торговых услуг за счет развития многообразных форм торгового обслуживания: универсализации торговли продовольственными и непродовольственными товарами на базе развития сети универмагов, универсамов, торговых центров, развития фирменной и специализированной торговли, обеспечивающей широкий спектр дополнительных услуг, открытия модульных магазинов и т.д.

На рынке услуг общественного питания получит развитие сеть "быстрого питания". В целях становления современной индустрии общественного питания в Самарской области необходимо развитие предприятий малого и среднего бизнеса с учетом специфики функционирования баров, ресторанов, кафе, а также создание системы обучения современных менеджеров и специалистов в сфере ресторанного бизнеса.

Перспективным направлением для организации торговой сети может быть интеграция торговых структур с товаропроизводителями и финансовыми организациями, создание единых хозяйственных комплексов - торгово-финансово-промышленных групп, способных адекватно реагировать на изменения, происходящие на потребительском рынке.

Негосударственный сектор будет обеспечивать более 98% товарооборота. Товарные ресурсы в 1999 году в значительной степени будут пополняться за счет завоза товаров из других регионов России.

Для дальнейшего развития рыночных отношений прежде всего необходимо возобновить и расширить отечественное производство потребительских товаров, наладить выпуск более качественной продукции по доступным ценам.

Более высокими темпами будут развиваться услуги жилищно-коммунального хозяйства, транспортные, услуги образования, медицинские правового характера, бытовые. В перспективе Самарскую область следует рассматривать как регион, обладающий стратегическими возможностями для развития разнообразных форм туристического и курортного бизнеса.

Дальнейшее развитие бытовых услуг населению Самарской области связано с формированием конкурентной сети высокопрофессиональных, малых и средних предприятий бытового обслуживания. Наиболее перспективным направлением развития предприятий бытового обслуживания будут обслуживание и ремонт автотранспорта и сложной техники, дизайнерское переоборудование и ремонт жилищ.