Исходя из прогнозируемой ситуации на рынке труда, характеризующейся замедлением роста численности безработных, усилия Администрации области будут направлены на обеспечение взвешенности в политике занятости, с тем чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
Основными направлениями политики на рынке труда на предстоящий период будут:
- обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;
- переориентация экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;
- создание условий для развития малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности;
- повышение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
- создание новых рабочих мест и сохранение экономически целесообразных рабочих мест;
- предупреждение массовой безработицы и сдерживание роста безработицы в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда;
- повышение стимулов активного поиска работы безработными;
- развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- повышение мобильности трудовых ресурсов.
В целях реализации этих направлений разработаны и реализуются Программа содействия занятости населения Самарской области на 1998-2000 годы, Комплексная программа государственной поддержки малых предприятий Самарской области на 1997-2000 годы. Разработан проект Генеральной схемы создания и сохранения рабочих мест.
Исходя из специфики области, существует несколько перспективных направлений создания рабочих мест. Это разработка и внедрение наукоемких технологий, формирование рыночной инфраструктуры, прежде всего в сфере маркетинга и реализации продукции, весь набор призводств и услуг, направленных на улучшение условий жизнедеятельности населения, например, охрана окружающей среды, социально-психологическая помощь населению и т.д.
Концептуальный подход к выбору конкретных производств и видов деятельности, где целесообразно увеличить или сохранить рабочие места, базируется на следующих положениях:
- соответствие выбранного производства прогнозной оценке коньюктуры спроса на продукцию и услуги;
- соблюдение национальных интересов в части развития высоких технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции из отечественного сырья, материалов и комплектующих изделий;
- необходимость сокращения накопленного потенциала скрытой безработицы в конкретном производстве, регионе в интересах повышения эффективности труда;
- влияние на местные рынки труда градообразующих предприятий;
- степень кооперированности предприятий с другими производствами;
- значимость предприятия для обеспечения нормального функционирования сфер жизнедеятельности населения и его вклад в формирование регионального бюджета.
Предполагается комплексный подход к развитию системы рабочих мест за счет нового строительства, повышения коэффициента сменности работы предприятий и сохранения рабочих мест.
Прогноз дополнительной потребности в рабочих местах ориентируется на оценку предельно допустимого уровня регистрируемой безработицы, то есть максимальное количество безработных граждан, которым может быть выплачено пособие по безработице в соответствии с действующим закородательством. Превышение этого уровня, происходящее в настоящее время, влечет за собой задержки выплаты пособия по безработице.
Учитывая неудовлетворительное состояние Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (далее - Фонд занятости) и в целях нормализации процесса выплаты пособия по безработице в 1999 году предполагается изменить условия выплаты пособий. Текущие платежи будут осуществляться в размере не выше прожиточного минимума, определенного на территории области, с перечислением разницы между причитающимся безработному пособием и фактически перечисленной суммой на его лицевой счет по мере поступления средств в Фонд занятости. Это позволит без задержек выплачивать пособия по безработице всем безработным гражданам области, хотя и в ограниченном размере (не более прожиточного минимума).