ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 МАРТА 1998 ГОДА N 64
О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ СТАТИСТИКИ В 1998-2000 ГОДАХ"
(с изменениями на 25 октября 2006 года)
< См. также:
Решение Самарской Губернской Думы от 14 апреля 1998 г. N 55 >.
_______________________________________________________________________________________________
Постановление утратило силу - Постановление Губернатора Самарской области от 25 октября 2006 г. № 246
_______________________________________________________________________________________________
В целях совершенствования системы информационно-аналитического управления регионом для наиболее полного удовлетворения потребностей органов власти и управления в оперативной и объективной статистической информации о происходящих в экономике и обществе процессах
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Принять прилагаемую региональную целевую программу "Реформирование статистики в 1998-2000 годах" (далее - Программа) и направить ее на утверждение Самарской Губернской Думы.
2. Департаменту по экономике Администрации области (Хасаеву) и департаменту финансов Администрации области (Аронину) при формировании областного бюджета на 1999-2000 г.г. предусматривать финансирование Программы согласно сметы расходов на 1999-2000 г.г. с ежегодным уточнением объемов финансирования с учетом собственных средств Самарского областного комитета государственной статистики и средств, получаемых из федерального бюджета на эти цели.
3. Самарскому областному комитету государственной статистики (Чудилину) с целью рационального использования бюджетных средств определять поставщика товаров и услуг путем проведения торгов (конкурсов) на размещение заказа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 году N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" .
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на департамент по экономике Администрации области (Хасаева).
Губернатор
Самарской области К.А. Титов
Приложение
к постановлению Губернатора
Самарской области
от 19.03.98 N 64
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РЕФОРМИРОВАНИЕ СТАТИСТИКИ В 1998-2000 ГОДАХ"
ПАСПОРТ
региональной целевой программы "Реформирование статистики в 1998-2000 года"
Наименование Региональная целевая программа
Программы "Реформирование статистики в 1998-
2000 годах"
Основание для Постановление Правительства Российской
разработки Федерации от 23 ноября 1996 года
Программы N 1410 "О федеральной целевой
программе "Реформирование статистики в
1997-2000 г.г." (п. 5)
Государственный Администрация Самарской области
заказчик Программы
Основные Самарский областной комитет
разработчики государственной статистики,
Программы департамент по экономике Администрации
Самарской области.
Цель и задачи Целью Программы является завершение
Программы системного реформирования статистики
для наиболее полного удовлетворения
потребностей органов власти и
управления Самарской области, других
потребителей в объективной
статистической информации о социально-
экономическом развитии Самарской
области, городов и районов области,
отраслей, секторов экономики и
хозяйствующих субъектов.
Срок реализации 1998-2000 годы.
Программы
Исполнители Самарский областной комитет
основных государственной статистики,
мероприятий департамент по экономике Администрации
Самарской области, департамент
финансов Администрации Самарской
области, департамент по поддержке
предпринимательства и малого бизнеса
Администрации Самарской области,
департамент по управлению
государственным имуществом Самарской
области, Главное управление труда
Администрации Самарской области,
комитет по вопросам семьи, материнства
и детства Администрации Самарской
области, комитет по делам моложеди
Администрации Самарской области,
Самарская государственная
экономическая академия, исполнительная
дирекция Ассоциации "Большая Волга",
акционерное общество
"Волгоинформсеть", Самарский
государственный университет.
1. Проблемы реформирования статистики и обоснование необходимости их решения
В условиях перехода экономики на систему рыночных отношений Самарским областным комитетом государственной статистики последовательно проводилась работа по совершенствованию деятельности органов статистики Самарской области. Основными ее направлениями являлись:
- реализация программных мероприятий Госкомстата России по переходу на принятую в международной практике систему учета и статистики;
- структурная перестройка органов статистики;
- техническое перевооружение системы;
- разработка и внедрение в практику нового технологического инструментария.
Это позволило:
- завершить формирование Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО), как единой, распределенной по уровням управления в Самарской области базы данных;
- завершить создание на уровне региона новых отраслей статистики: цен, внешнеэкономической деятельности, малого бизнеса;
- сформировать основные социальные показатели, характеризующие занятость, рынок труда, финансы, уровень жизни населения;
- впервые провести расчеты валового регионального продукта;
- в соответствии с постановлением Главы Администрации Самарской области от 31.08.95 N 305 "Об организации областного мониторинга социально-трудовой сферы" совместно с Главным управлением труда Администрации области и НИИ социальных технологий Самарского госуниверситета организовать и вести мониторинг социально-трудовой сферы на промышленных (а с 1997 года - и на сельскохозяйственных) предприятиях области;
- создать и постоянно обновлять систему комплексных и проблемноориентированных баз данных, содержащих социально-экономическую и демографическую информацию;
- перейти на сквозную технологию обработки статистической информации, тем самым значительно увеличить информационные ресурсы статистики, одновременно почти на 25% cократить численность аппарата областного комитета;
- перейти на качественно новый уровень обеспечения информацией Администрации области, иных органов исполнительной власти.
Происходящие в регионе политические и социально-экономические процессы, расширение спроса на информацию со стороны органов власти и управления и других потребителей сделали необходимым реформирование информационно-статистической системы региона.
В ходе реформирования статистики в 1998-2000 годах необходимо:
- оптимизировать систему статистических показателей с учетом региональных особенностей и осуществляемых на территории области реформ, осуществить процесс интеграции экономико-статистической информации с данными банковских, налоговых, таможенных и других структур, создать базы данных, достаточные для информационной поддержки управленческих решений;
- решить задачу обеспечения высокой оперативности и максимальной достоверности статистических данных;
- повысить программно-технологический и технический уровень системы, создать необходимые условия труда работников органов государственной статистики.
2. Основные цели и задачи Программы
Основная цель Программы - завершение системного реформирования статистики для наиболее полного удовлетворения потребностей органов исполнительной власти и управления, других потребителей в оперативной и объективной статистической информации о происходящих в экономике и в обществе процессах.
Задачи Программы - переход на сквозную технологию сбора, передачи, обработки накопления и представления статистической информации с максимальным соблюдением требований по обеспечению безопасности, включая защиту от несанкционированного доступа; укрепление материально-технической базы органов государственной статистики, развитие ее с ориентацией на ресурсосбережение в условиях снижения информационной нагрузки на источники статистической информации.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий направлена на решение конкретных задач по взаимосвязанному, скоординированному и последовательному совершенствованию всех стадий организации государственного статистического наблюдения, включая разработку и совершенствование системы статистических показателей и методов сбора отчетной информации.
Базируясь на мероприятиях, определенных федеральной целевой программой "Реформирование статистики в 1997-2000 годах", Программа расширяет и углубляет намеченные Правительством Российской Федерации задачи, а в ряде случаев позволяет отработать новые элементы статистической системы региона.
Программные мероприятия условно формируются в пять блоков.
1. Формирование системы статистических показателей.
2. Организация мониторинга на основе вновь разработанных систем показателей.
3. Создание и ведение региональных регистров и баз данных.
4. Реализация современных методов формирования информационных ресурсов и информационных технологий в области статистической деятельности.
5. Совершенствование системы распространения статистических данных и работы с потребителями статистической информации.
Для реализации основных подходов, положенных в основу программных мероприятий, предусматривается перейти от отраслевых принципов, сформировавшихся в дореформенной административной системе управления и основывающихся на обособленном и несвязанном сборе показателей по труду, продукции, фондам, финансам, к интегрированному, когда основные индикаторы экономической деятельности юридических лиц будут собираться в комплексе при соблюдении требований методологического единства.
Предполагается перестроить методы сбора информации, реализовав комбинированный подход, в соответствии с которым крупные и средние предприятия всех форм собственности будут обследованы с использованием сплошного метода учета, малые предприятия - выборочным способом.
Намеченные Программой изменения требуют разработки принципиально нового подхода к применению вычислительной техники, при котором интегрированная статистическая база данных станет эффективным инструментом статистического анализа. Предусматривается переход к сетевой технологии обработки информации, применению современных электронно-издательских систем, современных средств вычислительной техники и телекоммуникаций.
3.1. Формирование системы статистических показателей.
Основой системы программных мероприятий является формирование системы показателей, адекватно отражающих происходящие в регионе процессы.
В программе намечается:
- дополнить существующую систему показателей новыми, отражающими происходящие в регионе преобразования, либо освещающими региональную специфику;
- создать базы данных и статистические регистры как для информационного обеспечения решения основных статистических задач и мониторинга областных программ, так и для информационной поддержки пользователей различных уровней;
- создать систему показателей для формирования прогнозов;
- обеспечить расширение территориального разреза разработки показателей;
- предусмотреть при минимальном количестве входной информации получение максимального числа выходных расчетных и аналитических показателей.
3.2. Организация мониторинга на основе вновь резработанной системы показателей
Данный блок мероприятий направлен на создание системы последовательного наблюдения за состоянием социально-трудовой сферы различных отраслей экономики области и получения оперативной информации о ее изменениях. Система мониторингов позволит своевременно выявлять возникновение напряженности в социальной и трудовой сферах и устранять факторы их вызывающие, и, в конечном счете, будет способствовать принятию правильных управленческих решений в области социальной политики на всех уровнях.
К уже существующим мониторингам в промышленности и сельском хозяйстве добавляются мониторинги в других отраслях экономики (сфере малого предпринимательства, жилищно-коммунального хозяйства, строительства).
3.3. Создание и ведение региональных регистров и баз данных
Данный блок мероприятий направлен на переход от ведомственно-изолированной системы формирования и сопровождения интегрированных и предметно-ориентированных баз данных, которые сегодня созданы в органах статистики, что обусловлено использованием в технологии сбора и обработки информации ведомственных программно-технологических средств, к системе формирования баз данных открытых, с различной степенью доступности, широкому кругу пользователей.
Предполагается создание проблемно-ориентированных баз данных по наиболее актуальным вопросам на открытом для внешних пользователей сервере информационных ресурсов, обеспечение санкционированного удаленного доступа к этим базам данных.
3.4. Реализация современных методов формирования информационных ресурсов и информационных технологий в области статистической деятельности
Модернизация статистической информационной базы невозможна без внедрения современных методов формирования информационных ресурсов и информационных технологий в области статистической деятельности. Первоочередной задачей является создание системы информационных ресурсов и применение новейших информационных технологий путем:
- создания интегрированных баз статистических данных федерального и регионального уровней на основе единого фонда нормативно-справочной информации и каталога статистических показателей;
- разработки программного обеспечения интегрированных баз статистических данных регионального уровня с применением промышленных систем управления базами данных и новейших средств телекоммуникаций, высокопроизводительных локальных вычислительных сетей в мощными серверами баз данных, подключенных к средствам связи и имеющих разнообразные средства визуализации статистических данных, их накопления и распространения.
Основой построения единого фонда нормативно-справочной информации станет развитие автоматизированного банка классификаторов и Единого государственного регистра предприятия и организаций, ведение которых должно осуществляться в режиме распределенного информационного фонда федерального и регионального уровней. Новым элементом такой системы явится формирование и внедрение единого классификатора статистических показателей, обеспечивающего интеграцию статистических информационных ресурсов.
Реализация распределенной системы статистических информационных ресурсов требует существенного развития средств телекоммуникаций. Необходимо обеспечить комплексное решение задач сбора и телеобработки статистических данных, увязав в единый информационно-телекоммуникационный комплекс ресурсы районного, регионального и федерального уровней. Используемые в настоящее время средства связи (Искра, сеть ТФ ОП, сети АТ-50) характеризуются низким качеством передачи, небольшой скоростью и высокой стоимостью услуг. Требуется перейти к практическому использованию перспективных систем коммуникации информации со скоростью не менее 64 кбит в секунду.
Основным результатом технического и программно-технологического перевооружения статистики явится переход на сквозную технологию сбора, передачи, обработки, накопления и представления статистической информации. При этом должна быть обеспечена реализация ресурсосберегающей технологии электронной обработки данных.
Внедрение новой сквозной технологии электронной обработки статистической информации и создание интегрированных баз данных дадут возможность:
- формировать на защищенном от несанкционированного доступа сервере локальной вычислительной сети облкомстата статистических информационных ресурсов;