Действующий

Об утверждении Программы по социальной поддержке населения Самарской области на 1998 год

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях социальная защищенность людей заключается не только в поддержке их при обострении социальных рисков, но и в создании им таких условий - организационных, правовых, социально-экономических - которые способствовали бы снижению негативного воздействия факторов рыночной экономики на судьбу каждого человека.

Масштабность и сложность проблем социальной защиты малообеспеченных граждан требует межведомственной координации на принципиально новой основе оптимального разграничения функций, улучшения обмена информацией и опытом, согласования применяемых социальных технологий, достижения взаимопонимания по вопросу распределения ресурсов. А это возможно только при комплексном подходе к решению задач социальной защиты.

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года отражает основные задачи социальной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Среди них активная социальная политика, сокращение масштабов бедности, стабилизация уровня жизни населения, создание прочной основы для его повышения по мере выхода экономики из кризисного состояния.

Названная концепция провозглашает улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан, усиление адресной социальной поддержки нуждающихся, заявительный принцип назначения пособий; создание полноценных условий жизнедеятельности семьи, женщин и молодежи, улучшение жизнеобеспечения детей; постепенное преодоление отставания минимальных и других фиксированных доходов от прожиточного минимума на основе опережающего по сравнению с ростом цен повышения размера минимальных социальных гарантий в области доходов.

Особенно сложно решать эти задачи в условиях ограниченности ресурсных возможностей.

Согласно рабочим расчетам Министерства труда Российской Федерации количество малоимущих (бедных), имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составляют 62% населения страны. Еще 31% населения - это люди низкообеспеченные, чьи доходы равны или несколько превышают прожиточный минимум. И лишь 7 % населения имеют доходы выше удвоенной величины прожиточного минимума.

Статистические данные за 1997 год по Самарской области говорят о том, что среднедушевой денежный доход населения области почти в 2 раза превышает средний прожиточный минимум. В то же время численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 740,0 тыс.чел. или 22% всей численности населения области; доходы равны или несколько превышают прожиточный минимум еще у 263 тыс.чел., т.е. у 8% общей численности (Статистический сборник "Социально-экономическое положение Самарской области январь-сентябрь 1997 г.").

Анализ этих данных позволят судить о том, что третья часть населения области нуждается в поддержке со стороны государства.

Именно поэтому в дополнение к социальным гарантиям, предоставляемым на федеральном уровне, а также с целью концентрации финансовых и материальных ресурсов на оказании социальной помощи наиболее нуждающимся, в области принимается Программа по социальной поддержке населения области (далее именуется - Программа), которая осуществляется в соответствии с "Программой социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов".

Программа разработана в соответствии с рекомендациями по составлению региональных программ социальной защиты населения, утвержденными 24.01.95 Министром социальной защиты населения Российской Федерации, постановлением Главы Администрации области от 18.03.96 N 58 "Об утверждении порядка разработки и реализации областных целевых программ", с учетом предложений общественных организаций, а также с учетом обобщения нормативных документов по оказанию социальной помощи малообеспеченным гражданам Самарской области и других регионов России.

Программа является комплексным документом, позволяющим проводить на всей территории области единую политику в сфере социальной защиты малообеспеченного населения. В ней определены затраты на финансирование разработанных мероприятий, механизм (порядок) их осуществления.

Программой предусматриваются конкретные, целенаправленные действия Администрации области, а также органов исполнительной власти по оказанию нуждающимся гражданам своевременной помощи; достижению социальной стабильности; развитию широкого спектра социальных услуг и обеспечению их доступности.