ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08 ДЕКАБРЯ 1997 ГОДА N 360
О ПРОГРАММЕ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2000 ГОДЫ
(с изменениями на 31 октября 2006 года)
___________________________________________________________________________________________________
Постановление утратило силу - Постановление Губернатора Самарской области от 31 октября 2006 г. № 250
__________________________________________________________________________________________________
Во исполнение Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.95 N 843 "О мерах по улучшению условий и охраны труда", а также с целью дальнейшей реализации государственной политики по охране труда в Самарской области
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Принять прилагаемую Программу по улучшению условий и охраны труда в Самарской области на 1998-2000 годы (далее Программа) и направить ее на утверждение Самарской Губернской Думы.
2. Департаменту финансов Администрации области (Аронину) ежегодно при формировании областного бюджета предусматривать финансирование Программы согласно установленным объемам.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Самарской области Логойдо Ю.М.
Губернатор
Самарской области К.А. Титов
ПРОГРАММА
ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2000 ГОДЫ (далее - ПРОГРАММА)
Содержание ....................................................2
Паспорт программы .............................................3
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами .................................7
Основные цели и задачи Программы .............................10
Сроки реализации Программы ...................................11
Система программных мероприятий ..............................11
Финансовое обеспечение Программы .............................11
Механизм реализации Программы ................................12
Организация управления Программой и контроль за
ходом ее реализации ..........................................18
Оценка социально-экономической эффективности
Программы ....................................................18
Мероприятия Программы ........................................20
1. Развитие системы государственного управления
охраной труда ................................................20
2. Сертификация производственных объектов
на соответствие требованиям по охране труда ..................23
3. Социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний ..................................................26
4. Информационное обеспечение охраны труда ...................28
5. Пропаганда охраны труда ...................................33
6. Обучение, подготовка и повышение квалификации
специалистов по охране труда .................................35
7. Улучшение условий труда женщин и подростков ...............38
8. Научно-техническое обеспечение условий и
охраны труда, совершенствование технических
средств и методов контроля в этой области ....................41
9. Профилактические и реабилитационные
мероприятия для пострадавших от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний ..................................................47
Наименование Программы - Программа по улучшению условий и
охраны труда в Самарской области
на 1998-2000 годы
Дата принятия решения о - распоряжение главы Администрации
разработках Программы Самарской области от 30.09.96
N 320-р "О разработке программы
по улучшению условий и охраны
труда в Самарской области на
1998-2000 годы"
Государственный заказчик - Администрация Самарской области
Головной исполнитель - Главное управление труда
Администрации области
Основные разработчики - Главное управление труда
Программы Администрации области
Цель Программы, важнейшие - разработка и принятие комплекса
целевые показатели мер по обеспечению здоровых и
безопасных условий труда на
производстве, предупреждение и
снижение производственного
травматизма и профессиональной
заболеваемости, сохранение жизни
и здоровья человека в процессе
трудовой деятельности
Сроки реализации Программы - 1998-2000 годы
Перечень основных - развитие системы государственного
мероприятий управления охраной труда;
сертификация производственных
объектов и организаций на
соответствие требованиям по охране
труда;
социальное страхование от
несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний;
информационное обеспечение охраны
труда;
пропаганда охраны труда;
обучение, подготовка и повышение
квалификации специалистов по
охране труда;
улучшение условий труда женщин и
подростков;
научно-техническое обеспечение
условий и охраны труда;
профилактические и реабилитацион-
ные мероприятия для пострадавших
от несчастных случаев и профессио-
нальных заболеваний
Исполнители основных - департамент по экономике
мероприятий Администрации области,
департамент финансов
Администрации области,
департамент промышленности
и торговли Администрации области,
Центр охраны труда,
Главное управление здравоохране-
ния Администрации области,
Главное управление образования
Администрации области,
Центр госсанэпиднадзора в
Самарской области,
Самарский центр стандартизации,
метрологии и сертификации,
региональное отделение Фонда
социального страхования Российской
Федерации по Самарской области,
высшие учебные заведения и
научные учреждения области,
Федерация профсоюзов Самарской
области,
организации области
Объемы и источники - федеральный бюджет
финансирования 1998 год 175,0 тыс. руб.
1999 год 185,0 тыс. руб.
2000 год 150,0 тыс. руб.
областной бюджет
1998 год 2590,0 тыс. руб.
1999 год 2535,0 тыс. руб.
2000 год 2480,0 тыс. руб.
средства организаций
1998 год 5798,0 тыс. руб.
1999 год 6848,0 тыс. руб.
2000 год 8534,0 тыс. руб.
(в масштабе цен 1998 года)
Ожидаемые конечные - 1998 год
результаты реализации создание системы государственного
Программы управления охраной труда,
обучения и проверки знаний по
вопросам охраны труда, профилакти-
ческих медицинских осмотров
1999 год
улучшение условий труда женщин и
подростков; создание системы
сертификации производственных
объектов; снижение производствен
ного травматизма в организациях
области
2000 год
модернизация и реконструкция
производства в организациях
области, улучшение условий труда
на производственных объектах;
создание системы профилактики
профессиональных заболеваний и
реабилитации пострадавших от
несчастных случаев на производст-
ве; снижение государственных
затрат на льготы и компенсации
пострадавшим от несчастных
случаев на производстве в связи
со снижением травматизма и
профессиональной заболеваемости
Система организации - первый заместитель Губернатора
контроля за исполнением Самарской области Логойдо Ю.М.,
Программы департамент финансов
Администрации области и Главное
управление труда Администрации
области
Одной из важнейших проблем в сфере труда является проблема его безопасности. Ее острота в настоящее время усугубляется процессами, происходящими в экономике нашей страны. Реформирование экономики обусловило изменение формы собственности и привело к изменению трудовых отношений. Ликвидация государственного монополизма, акционирование организаций, развитие малого бизнеса и частного предпринимательства сформировало новый слой работодателей и наемных работников. При этом интересы последних в сфере правовых и социально-экономических аспектов трудовых отношений часто не соблюдаются.
Во многих государственных и особенно негосударственных организациях игнорируются требования безопасности и гигиены труда, следствием чего является неуклонный рост профессиональных заболеваний и травматизма.
Проблема улучшения условий и охраны труда превращается в государственную проблему, имеющую важное политическое значение.
В Российской Федерации принят ряд законодательных и иных нормативных правовых актов (Указ Президента Российской Федерации от 20.04.93 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.95 N 843 "О мерах по улучшению условий и охраны труда"), во исполнение которых была разработана и утверждена постановлением Главы Администрации области от 14.06.95 N 219 "Программа по охране и улучшению условий труда в Самарской области на 1995-1997 годы".
Реализация Программы 1995-1997 годов позволила решить первоочередные задачи по организации системы государственного управления охраной труда, разработке мероприятий, обеспечивающих формирование механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, по созданию системы обучения, информации и пропаганды в области охраны труда, профилактике возникновения профессиональных заболеваний, организации безопасности труда при выполнении производственных процессов, по научно-техническому обеспечению охраны труда.
"Программа по охране и улучшению условий труда в Самарской области на 1995-1997 годы" положила начало крупномасштабной работе по формированию системы охраны труда в Самарской области, определила принципы, подходы и приоритетные направления, реализация которых позволит создать безопасные условия труда и сохранить жизнь и здоровье работающих.
Для достижения значительных положительных изменений в области создания безопасных и здоровых условий труда, снижения травматизма, профессиональных заболеваний и сокращения количества несчастных случаев необходимо продолжить развитие системы государственного управления охраной труда в рамках Программы по улучшению условий и охраны труда в Самарской области на 1998-2000 годы.
Анализ состояния охраны и условий труда за 1991-1996 годы в Самарской области показал тенденцию незначительного снижения численности работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Так, если в 1991 году численность работающих в неблагоприятных условиях составила 155612 человек (или 19 % от общей численности работающих), то в 1996 году она сократилась до уровня 120000 человек (или 17,9 % от общей численности работающих).
В 1996 году около 5700 работников разных отраслей промышленности выполняли тяжелую физическую работу, около одной трети из них - женщины.
Наличие неблагоприятных условий труда в сфере производства определяет динамику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
По статистическим данным число пострадавших на производстве на 1000 работающих за 1995-1996 годы не уменьшилось и составляет 3,6. Уровень смертельного травматизма также не изменился и составляет на 1000 работающих 0,11. Самый высокий уровень травматизма наблюдается в топливно-энергетическом, агропромышленном комплексе, машиностроении, в строительстве и в промышленности строительных материалов. В организациях с частной формой собственности он значительно выше, чем в государственных. Экономические потери от неблагоприятных условий труда ежегодно возрастают на 10-20 %.
Отсутствие в области надежного контроля за проектированием и выпуском машин и оборудования, низкие темпы обновления основных фондов (3-5 % в год) привели к тому, что значительная часть эксплуатируемой техники не отвечает требованиям безопасности и гигиены труда, а износ основных фондов увеличился в целом до 43 %, машин и оборудования - до 67 %.
Анализ производственного травматизма показывает, что основными причинами несчастных случаев являются:
высокая степень изношенности оборудования;
несовершенство технологических процессов;
ликвидация и отказ от создания в организациях служб охраны труда;
правовая неграмотность в области охраны труда;
неиспользование средств коллективной и индивидуальной защиты;