ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 ноября 1997 года № 330
О территориальной целевой программе "Вакцинопрофилактика" на 1998-2000 годы
________________________________________________________________________________________________
Постановление утратило силу - Постановление Губернатора Самарской области от 31 октября 2006 г. № 250
________________________________________________________________________________________________
В целях осуществления мероприятий по предупреждению распространения среди населения инфекционной заболеваемости, управляемой вакцинацией,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
(с изменениями на 31 октября 2006 года)
1. Принять прилагаемую территориальную целевую программу "Вакцинопрофилактика" на 1998 - 2000 годы (далее - Программа) и направить ее на рассмотрение Самарской Губернской Думы.
2. Департаменту финансов Администрации области (Аронину) при формировании областного бюджета предусматривать финансирование мероприятий Программы в установленных объемах.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области разработать и утвердить местные программы "Вакцинопрофилактика" и предусмотреть их финансирование за счет средств местных бюджетов.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора - директора департамента по социальной политике Администрации области Жабина А.П.
Губернатор Самарской области
К.А.Титов
Приложение
к постановлению Губернатора
Самарской области
от 14 ноября 1997 года N 330
Территориальная целевая программа "Вакцинопрофилактика" на 1998 - 2000 годы
Паспорт территориальной целевой Программы "Вакцинопрофилактика" на 1998 -2000 годы
Наименование Программы территориальная целевая Программа
"Вакцинопрофилактика" на 1998 -
2000 годы
Дата принятия решения 7 мая 1997 года
о разработке Программы
Государственный заказчик- Администрация Самарской области
координатор Программы
Основные разработчики Главное управление
Программы здравоохранения Администрации
Самарской области, Центр
государственного санитарно -
эпидемиологического надзора в
Самарской области, Самарский
государственный медицинский
университет
Цель и задачи Программы - снижение уровня заболеваемости
дифтерией, коклюшем, корью,
столбняком до единичных случаев;
- ликвидация заболеваемости
полиомиелитом к 2000 году;
- достижение 97-98% охвата детей
профилактическими прививками
против дифтерии, коклюша,
столбняка, туберкулеза, кори,
полиомиелита;
- достижение 90% охвата взрослого
населения вакцинацией против
дифтерии и столбняка;
- создание эффективной, постоянно
действующей "холодовой" системы
транспортировки и хранения вакцин;
- совершенствование мониторинга
состояния заболеваемости
населения области инфекциями,
управляемыми средствами
вакцинации;
- внедрение компьютерного
сопровождения работы
лечебно-профилактических и
санитарно-эпидемиологических
учреждений по профилактике
заболеваний и контролю уровня
гуморального иммунитета к
инфекциям, управляемым
вакцинацией;
- повышение квалификации врачей
всех профилей в области
вакцинопрофилактики
Сроки и этапы реализации 1998-2000 г.г.
Программы
Исполнители основных Центр по борьбе со СПИД и
мероприятий Программы профилактике инфекционных
заболеваний Главного управления
здравоохранения Администрации
Самарской области, Центр
государственного
санитарно- эпидемиологического
надзора в Самарской области
Объемы и источник - общая стоимость программных
финансирования мероприятий - 21244,73 тыс.
Программы рублей (в масштабе цен 1998 года)
согласно приложению;
- областной бюджет
Ожидаемые конечные - предупреждение периодических
результаты реализации подъемов групповой, вспышечной
Программы заболеваемости и смертности от
дифтерии, кори, коклюша,
туберкулеза детей, столбняка;
- ликвидация условий появления
заболеваний полиомиелитом;
- 100% сохранение иммуногенных
свойств вакцинных препаратов;
- улучшение основных показателей
эпидемиологического надзора и
иммунологического скрининга
населения Самарской области
Система организации - на областном уровне
контроля за осуществляется начальником
исполнением Программы Главного управления
здравоохранения Администрации
Самарской области Галкиным Р.А.,
главным государственным
санитарным врачом по Самарской
области Спиридоновым А.М.;
в городах и районах Самарской
области - руководителями
соответствующего уровня
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В Самарской области эпидемиологическая обстановка по инфекциям, против которых имеются эффективные средства специфической защиты, остается нестабильной.
Медицинские мероприятия, проводившиеся в последние годы, были лишь частично эффективными.
За период 1994-1996 годов в Самарской области показатели заболеваемости превышали контрольные уровни по дифтерии в 5,1 раза, эпидемическому паротиту в 2 раза. На отдельных административных территориях в организованных детских коллективах зарегистрированы групповые заболевания корью, коклюшем, паротитом.
Это обусловлено тем, что до настоящего времени в системе вакцинопрофилактики существуют серьезные недостатки.
Низким остается охват детей законченной вакцинацией в установленные сроки, который составляет 75% при контрольном уровне 95%. Не достигнут 90% охват прививками взрослого населения. На взрослое население приходится до 68% заболевших дифтерией, абсолютное большинство из них не привиты против этой инфекции. У непривитых пациентов заболевание протекает в токсической форме и заканчивается летальным исходом в 27% случаев.
Ранее принятые меры по созданию единой "холодовой" цепи по транспортировке и хранению медицинских иммунобиологических препаратов в силу ряда причин остались не завершенными. Во многих лечебно- профилактических, детских дошкольных и школьных учреждениях используется устаревшая "холодовая" техника, отсутствуют термоконтейнеры и термоиндикаторы для транспортировки вакцин, что влияет на качество препаратов и, как следствие, на выработку иммунитета у привитых пациентов.
На уровень заболеваемости, напряженности гуморального иммунитета негативно влияет крайне несовершенная система мониторинга, существующая в учреждениях здравоохранения и госсанэпиднадзора, не обеспечивающая своевременное и качественное проведение эпидемиологического надзора, локализацию и ликвидацию эпидемических очагов.
Прогноз на ближайшие годы по инфекциям, управляемым вакцинацией,
- неблагоприятный, поскольку имеющиеся недостатки в вакцинопрофилактике совпадают с годами периодического подъема дифтерии, кори, коклюша, полиомиелита, паротита. Данная Программа разработана для предупреждения ухудшения эпидемической обстановки и, как следствие, сокращения больших материальных и социальных потерь от инфекций, управляемых средствами вакцинации.
II. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является улучшение эпидемиологической ситуации по инфекциям, управляемым средствами вакцинации: снижение уровня заболеваемости дифтерией, коклюшем, столбняком, корью, паротитом до единичных случаев, предупреждение смертности от этих болезней, а также ликвидация полиомиелита к 2000 году.
Программа предусматривает решение следующего комплекса задач:
- достижение 97-98% охвата детей профилактическими прививками против дифтерии, коклюша, столбняка, кори, паротита, туберкулеза, полиомиелита;
- достижение 90% охвата взрослого населения прививками против дифтерии и столбняка;
- пересмотр противопоказаний к профилактическим прививкам;
- создание эффективной постоянно действующей "холодовой" системы транспортировки и хранения вакцин;
- совершенствование мониторинга состояния заболеваемости населения;
- внедрение новых методов слежения за циркуляцией возбудителей инфекции среди населения, во внешней среде;
- целенаправленное изучение иммунологического скрининга у населения;
- внедрение компьютерного сопровождения работы лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений по профилактике заболеваний и контролю уровня гуморального иммунитета;
- пропаганда осознанного отношения населения к профилактическим прививкам.
Сроки исполнения Программы: 1998 - 2000 г.г.
III. Система программных мероприятий
1. Достижение высокого уровня охвата детей и взрослых профилактическими прививками.
2. Совершенствование работы кабинетов иммунопрофилактики, амбулаторно-поликлинических учреждений по максимальному исключению противопоказаний к прививкам.
3. Открытие при поликлиниках дневных стационаров, выделение мест в стационарах для госпитализации детей и взрослых с отягощенным анамнезом на период специфической защиты.
4. Обеспечение иммунобиологическими препаратами, в том числе импортными, одноразовыми шприцами всех лечебно-профилактических учреждений, обеспечивающих вакцинопрофилактику.
5. Проведение индивидуальной работы с родителями о целесообразности прививок.
6. Создание постоянно действующей системы транспортировки и хранения препаратов для вакцинопрофилактики:
- приобретение холодильных установок
(бытовые холодильники) - 923 шт.,
из них: для учреждений здравоохранения - 769 шт.,
- госсанэпиднадзора - 105 шт.,
- детских домов, школ-интернатов - 49 шт.;
- приобретение термоконтейнеров - 994 шт.,
из них: для учреждений здравоохранения - 819 шт.,
- центров госсанэпиднадзора - 175 шт.;
- приобретение термоиндикаторов для
центров госсанэпиднадзора - 1000 шт.;
- приобретение автотранспорта для
перевозки вакцин - 5 шт.
7. Совершенствование эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями, управляемыми вакцинацией:
- мониторинг состояния заболеваемости и напряженности гуморального иммунитета;
- внедрение компьютерной и телекоммуникационной техники в систему учета прививаемых контингентов, планирования прививок, иммунологического скрининга. Создание единой локальной сети "Иммунитет" с участием Главного управления здравоохранения Администрации Самарской области и Центра госсанэпиднадзора в Самарской области;
- проведение лабораторных исследований по контролю за циркуляцией возбудителей инфекционных заболеваний среди людей и во внешней среде;
- приобретение для центров госсанэпиднадзора питательных сред, диагностикумов, тест-систем, новых методик, современного лабораторного оборудования;
- проведение корректировки иммунитета по результатам лабораторных исследований, включая дополнительные заказы на поставку вакцин.
IY. Финансовое обеспечение Программы
Источник финансирования Программы - областной бюджет.
Стоимость осуществления основных мероприятий Программы составляет всего 21244,73 тыс.рублей (в ценах 1998 г.), на период 1998 - 2000 годы, в том числе:
- на достижение высокого уровня охвата детей и взрослых профилактическими прививками - 15396,4 тыс.рублей;
- на создание постоянно действующей системы транспортировки и хранения препаратов для вакцинопрофилактики - 2470,35 тыс. рублей;
- на совершенствование эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями, управляемыми вакцинацией - 3353,98 тыс. рублей;
- на подготовку кадров - 24,0 тыс.рублей.
Финансовое обеспечение Программы подлежит ежегодной корректировке при утверждении областного бюджета на новый финансовый год.
Финансовый расчет затрат по выполнению Программы приведен в приложении.
Y. Механизм реализации Программы
Для решения проблемы предусматривается адресная выверка привитости как взрослого, так и детского населения, оформление сертификата о профилактических прививках и использование компьютерной регистрации.В выполнении данной Программы необходимо участие, кроме основных исполнителей, других ведомств и служб: Главного управления образования Администрации области, управления внутренних дел Администрации области (профилактика дифтерии, столбняка, кори, полиомиелита у заключенных, прививки и обследование на дифтерию лиц без определенного места жительства), Самарского государственного медицинского университета и других.
Координаторами выполнения мероприятий являются Главное управление здравоохранения Администрации области и Центр госсанэпиднадзора в Самарской области.
Приобретаемое за счет средств областного бюджета имущество, является собственностью Самарской области и передается соответствующим организациям в оперативное управление по договору, заключенному с департаментом по управлению государственным имуществом области.