Недействующий


ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 мая 1997 года № 150

О программе "Малокомплектная сельская школа в Самарской области на 1997-2005 годы"

_______________________________________________________________________________________________

Постановление утратило силу - Постановление Губернатора Самарской области от 31 октября 2006 г. № 250

______________________________________________________________________________________________

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", в целях обеспечения полноценного образования сельских детей

ПОСТАНОВЛЯЮ:

(с изменениями на 31 октября 2006 года)

1. Принять Программу "Малокомплектная сельская школа в Самарской области на 1997-2005 годы" и направить ее на рассмотрение Самарской Губернской Думы (прилагается).

2. Финансовому управлению комитета по экономике и финансам Администрации области (Аронину) при формировании областного бюджета, начиная с 1998 года, предусматривать выделение средств на финансирование Программы.

3. Рекомендовать администрациям сельских районов области при разработке проектов бюджета на 1998-2005 годы предусматривать выделение средств на финансирование соответствующих мероприятий Программы "Малокомплектная сельская школа в Самарской области на 1997-2005 годы" .

4. Контроль за целевым использованием денежных средств возложить на финансовое управление комитета по экономике и финансам Администрации области (Аронина).

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Жабина А.П.

Губернатор Самарской области
 К.А. Титов


Приложение к
Постановлению
Губернатора Самарской области
от 22 мая 1997 г. N 150

Программа "Малокомплектная сельская школа в Самарской области на 1997-2005 годы"
(Далее - Программа)

Содержание Программы

Содержание.

Паспорт Программы.

1. Анализ состояния и основные проблемы деятельности малокомплектной сельской школы.

2. Система программных мероприятий.

2.1. Развитие сети малокомплектных сельских школ, содержания и учебно-методического обеспечения их деятельности.

2.2. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации и социальная поддержка педагогических работников малокомплектных сельских школ.

2.3. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в малокомплектной сельской школе.

2.4. Материально-техническое обеспечение малокомплектных сельских школ.

2.5. Нормативно-правовое обеспечение малокомплектной сельской школы.

3. Строительство малокомплектных сельских школ.

4. Финансовое обеспечение Программы строительства.

Паспорт Программы

Наименование программы:

Малокомплектная сельская школа в Самарской области на 1997-2005 годы.

Дата принятия решения о разработке программы:

Поручение Губернатора Самарской области от 01.05.96.

Государственный заказчик:

Администрация области

Головные исполнители:

Главное управление образования Администрации области, департамент по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству Администрации области.

Разработчики:

Главное управление образования Администрации области, департамент по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству Администрации области, Поволжское отделение Российской инженерной академии.

Исполнители и соисполнители:

Подведомственные Главному управлению образования Администрации области организации и учреждения; учреждения среднего и высшего профессионального образования; комитет по делам семьи, материнства и детства Администрации области; комитет по физической культуре, спорту и туризму Администрации области; Главное управление здравоохранения Администрации области; Поволжское отделение Российской инженерной академии; товарищество с ограниченной ответственностью "Самарская галерея"; Центр инженерного обеспечения и реабилитации строительства департамента по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству Администрации области; проектные и строительные организации по результатам конкурсов и торгов подряда.

Цель и основные программные задания:

Целью создания и реализации настоящей Программы является обеспечение полноценного образования сельских детей в привычной им социальной среде без ущерба для качества обучения и воспитания с одновременным улучшением системы культурно-бытового обслуживания в сельской местности области.

Программа определяет меры по развитию сети малокомплектных сельских школ как образовательных учреждений, обеспечивающих сельским детям доступ к получению качественного образования без удаления от родительского дома.

                 

Основные программные задания:

1. Реализация Закона Российской Федерации "Об образовании", Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральной программы развития образования, принципов государственной политики в области образования детей, проживающих в сельской местности.

2. Создание нормативно-правовой базы функционирования и развития системы малокомплектных сельских школ.

3. Разработка и введение современных норм и нормативов обеспечения образовательного процесса в сельской малокомплектной школе.

4. Создание необходимого современного программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса в сельской малокомплектной школе.

5. Развитие образовательных моделей с ориентацией на профессиональную подготовку, введение фермерского образования.

6. Определение базовых требований к объектам малокомплектных сельских школ в зависимости от планировочно-демографической ситуации.

7. Разработка серии образцовых проектов, раскрывающих типологию.

8. Разработка концепции системы малокомплектных сельских школ применительно к условиям области.

9. Подготовка инвестиционно-строительной программы на основе определения наиболее нуждающихся поселений (адресная программа малокомплектных сельских школ).

10. Проектирование и строительство малокомплектных сельских школ.

11. Оборудование и сдача в эксплуатацию малокомплектных сельских школ.

12. Современное материально-техническое оснащение сельских малокомплектных школ.

13. Оптимизация системы управления и финансирования малокомплектных сельских школ.

14. Формирование принципов и практики подготовки педагогических кадров для сельской малокомплектной школы.

       

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

1. Создание современной образовательной среды для детей в родных селах, изменение режима работы школы с целью его адаптации к специфике профессиональной занятости родителей.

2. Распространение модели малокомплектных сельских школ, ориентирующей учащихся на продолжение жизни и трудовой деятельности в родных селах, создание системы фермерской подготовки.

3. Усиление влияния системы образования на позитивные изменения социально-культурной ситуации в сельской местности региона.

4. Улучшение системы культурно-бытового обслуживания сельских районов.

5. Улучшение социально-политической ситуации в малых населенных пунктах области.

6. Психолого-медико-педагогического обеспечение учащихся на селе, изменение системы оздоровления детей, профилактики и лечения детских заболеваний.

7. Создание социально-экономических условий для работы педагогических кадров в малокомплектных сельских школах.

8. Формирование корпуса педагогов, владеющих технологией обучения детей в малокомплектной школе.

9. Создание для сельских детей оптимизированных, соответствующих всем современным санитарно-гигиеническим и педагогическим требованиям, условий обучения.

10. Обеспечение сельским детям свободного доступа к банкам информации через внедрение в малокомплектные сельские школы современной компьютерной техники и передовых образовательных технологий.

11. Улучшение архитектурно-пространственной организации и эстетических характеристик малых поселений области.

                  

Сроки реализации Программы:

 начало:      01.01.97

 окончание:   31.12.2005.


Объемы и источники финансирования:

Реализация Программы проводится за счет средств областного бюджета, выделяемых для областной системы образования.

Объем финансирования Программы в части образовательной деятельности малокомплектных сельских школ оценивается в 40 907 000 000 (Сорок миллиардов девятьсот семь миллионов) рублей.

Объем финансирования Программы в части капитального строительства оценивается в 176 118 000 000 (Сто семьдесят шесть миллиардов сто восемнадцать миллионов) рублей.

           

Система контроля за исполнением Программы:

Главное управление образования Администрации области и департамент по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству Администрации области ежегодно до 1 февраля направляют доклады "О ходе выполнения Программы "Малокомплектная сельская школа в Самарской области на 1997-2005 годы", в части компетенции, разграниченной Программой, в комитет по экономике и финансам и комитет по социальным вопросам Администрации области.

1. Анализ состояния и основные проблемы деятельности малокомплектной сельской школы

В 1995-1996 годах в области в 1101 школе обучалось 448758 учащихся. В начальной школе - 158936 детей, в средней школе 282590 учащихся в 21463 классах. При этом в Самарской области функционировало 182 малокомплектные сельские школы, в том числе 129 начальных (1-3 (4) классы с наполняемостью от 3 до 11 учащихся в классе или во всей школе) и 53 основных (1-9 классы, в аналогичной наполняемостью классов - от 3 до 11 человек). Малокомплектных частных школ в настоящее время в области нет.

Педагогическая технология в такой школе существенно отличается от обучения детей в массовой городской и многокомплектной сельской (райцентровской). Учителя, работающие в малочисленных классах обеспечивают увеличенный предметно-содержательный спектр образовательного процесса. Подготовительная работа перед уроками от педагогов требует существенного увеличения домашних времязатрат, информационные источники в сельской местности ограничены, библиотеки учителей слабо пополняются современной предметной, научной и методической литературой.

Учащимся также недоступны современные источники информации в необходимом минимальном объеме. Компьютерные технологии не вошли необходимым блоком в учебный процесс, универсальность аудио-видео-техники пока не получила в малокомплектной школе должной представленности.

Сама образовательная среда в малокомплектной школе позволяет осуществлять уникальные по своему индивидуальному воплощению образовательные программы. Учитель лишь должен получить соответствующую подготовку и соответствующее технологическое подспорье такому режиму образовательной деятельности в школе.

Актуальной для создания образовательной системы в селе является интеграция учреждений дошкольного и общего образования, создание комплексов "детский сад - школа". Сегодня в области таких учреждений 22, из них 9 - в городах, а 13 - в сельской местности. Создание таких комплексов особенно целесообразно из-за сезонной работы ведомственных дошкольных учреждений, по причинам общности закономерностей психического развития детей-дошкольников и учащихся начальной школы.

Важной является гармонизация начального, основного и полного среднего образования.

Сельская малокомплектная школа с ее спецификой организации учебного процесса (особенно в смешанных разновозрастных классах) в настоящее время остро нуждается в создании такой образовательной среды, где ребенок мог бы получать относительно исчерпывающую информацию о явлениях окружающего мира с наиболее полным задействованием всех сенсорных систем, вступая в интерактивный режим использования разнообразной информации посредством системы аудио-визуальных средств обучения и при этом сохранял бы свою гармоничную включенность в специфический сельский социум.

Сделать уже сейчас доступным сельским детям объем современной информации из различных областей науки и культуры невозможно без введения в педагогические технологии малокомплектной школы современных средств получения и передачи информации.

Особое внимание в такой дидактической системе должно отводиться комплексному использованию технических средств обучения - компьютеров с мультимедийным обеспечением, видеотехники, аудиосредств, программного сопровождения к ним и соответствующего отобранного банка информации. Для упорядочения использования носителей информации целесообразно создавать кустовые медиацентры.

Использование технических средств обучения должно быть направлено не на чистое изучение компьютеров и правил работы с ними, а на достижение целей начального образования. То есть речь идет не о предмете "Информатика в начальной школе", а о содержании и методике преподавания в начальной малокомплектной школе с использованием технических средств.

Однако, к настоящему времени малокомплектные школы компьютерной техникой практически не обеспечены. Хотя для реализации минимальных программ необходимы всего 1-2 персональных компьютера на такую школу.

При этом может быть достигнуто комплексное обеспечение не только групповой работы детей, но и возможна достаточная индивидуализация обучения, быстрое и эффективное управление детским вниманием, процессами восприятия и запоминания, аналитико-синтетическими операциями.

При такой организации образовательной среды совершенно изменяются возможности контроля знаний и развития детского мышления. Репродуктивные методы, являющиеся при обучении необходимыми, уступают место активному оперированию информацией, ее систематизации, интеграции фактов и знания в целом, формированию целостной картины мира.

Прогнозируются существенные изменения технологии детского самообразовательного процесса. И, наконец, такой подход к решению проблемы позволит ввести в сельских малокомплектных школах в будущем элементы дистанционного обучения детей и обеспечит учителям богатейший банк самой разнообразной информации, в том числе и для совершенствования педагогического мастерства.

В настоящее время существует несколько категорий школ, которые подпадают под определение "малокомплектная". Официального юридического толкования этого термина нет.

Начальные школы, где в 1-3 классах обучается от 5 до 20 детей чаще и понимаются как собственно малокомплектные. В таких школах сейчас чаще дети разделены по трем классам изолированно, и учебный процесс идет в одновозрастных группах. Нередко применяется вынужденное объединение детей 2 и 3 класса в разновозрастной класс, а детей 1 класса учителя обоснованно считаю необходимым обучать отдельно из-за несложившейся адаптации к школе. Но есть в области школы, где дети всех трех классов - с 1 по 3 - обучаются одновременно одним учителем. Таких школ немного.

Другая группа школ, причисляемых к малокомплектным, является основной и дает образование от 1 до 9 класса включительно. Чаще имеется по 1 комплекту каждого класса с малой наполняемостью. Такая школа относится к малочисленной. Нередко в силу местных демографических особенностей ряд классов основного диапазона отсутствует вообще.

Третья группа сельских школ, которые также называют малокомплектными, правильнее относить к малочисленным, они по сути являются полными средними с диапазоном классов от 1 до 11. Как правило, эти школы находятся в районных центрах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»