САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

28 января 1997 года № 305

О прогнозе и программе социально-экономического развития Самарской области на 1997 год и перечне областных целевых комплексных программ на 1997 год

Рассмотрев материалы, представленные Губернатором Самарской области на 1997 год по вопросу о прогнозе и программе социально-экономического развития Самарской области на 1997 год и перечне областных целевых комплексных программ на 1997 год, Самарская Губернская Дума

РЕШИЛА:

1. Утвердить:

1.1. Программу социально-экономического развития Самарской области на 1997 год. ( Приложение 1, ).

1.2. Перечень областных целевых комплексных программ на 1997 год с учетом дополнений. ( Приложение 2, ).

2. Принять к сведению прогноз социально-экономического развития Самарской области на 1997 год. (Приложение 3.)

Председатель Думы                           Л.И. Ковальский


ПРОГРАММА
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997 ГОД

ОДОБРЕНА ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 09.01.97 N 1
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

УТВЕРЖДЕНА РЕШЕНИЕМ
САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ
ОТ 28.01.97 N 305
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

ОГЛАВЛЕНИЕ

     Введение                                            1
     1. Анализ экономической ситуации в области в        1-9
        1996 году
     2. Основные задачи, сценарии и направления          9-14
        социально-экономической политики в 1997 году
     3. Макроэкономические параметры                    15-16
     4. Бюджетная политика                              16-18
     5. Основные направления институциональных          18-20
        преобразований
     6. Промышленная политика                           21-27
     7. Аграрная политика                               28-31
     8. Инвестиционная политика                         31-36
     9. Развитие отраслей производственной              36-45
        инфрастуктуры
    10. Социальная политика                             45-69
    11. Экологическая политика                          69-72
    12. Региональная политика и прогноз социально-      72-89
        экономического развития городов области
        в 1997 году

ВВЕДЕНИЕ

Прогноз и программа социально-экономического развития Самарской области на 1997 год разработаны исходя их требований предусмотренного Программой Правительства Российской Федерации (далее по тексту РФ) курса экономических реформ, положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Россия, за которую мы в ответе (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)", Послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 1997 году", принятых указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и Главы Администрации области.

В ходе подготовки этих материалов учтены предложения комитетов, департаментов, управлений Администрации области, региональных органов исполнительной власти, прогнозы наиболее крупных предприятий области, экспертные оценки комитета по экономике и финансам Администрации области.

Разработка прогноза осуществлялась с использованием компьютерной математической модели, что позволило верифицировать и сбалансировать все показатели, просчитать различные варианты сценариев развития экономики области в прогнозируемом периоде.

1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ В 1996 ГОДУ

Экономическая ситуация в области противоречива.

Положительной особенностью этого года является устойчивое снижение темпов инфляции: в январе - 7,9%, в марте - 1,6%, в сентябре-ноябре - в среднем 1,6%. В результате среднемесячный темп прироста потребительских цен в 1996 году составит 1,8% (23% в расчете на год), что ниже прогноза на этот период. Аналогичная тенденция и в динамике оптовых цен промышленности.

По основным социальным параметрам в целом ожидается выход на прогнозные показатели 1996 года. Это относится к росту денежных доходов населения, заработной платы, строительству жилья. В отличие от прошлого года не произошло снижение покупательной способности населения. Средняя заработная плата в октябре т.г. составила 973 тыс. рублей и ее реальное содержание по сравнению с октябрем прошлого года возросло на 15,6%. В области уменьшается численность населения, находящегося за чертой бедности.

Значительную часть доходов население использует на покупку продовольственных товаров. В общем объеме расходов населения продолжает повышаться удельный вес платных услуг в связи с более высоким ростом цен на них. На приобретение ценных бумаг население по оценке израсходует в т.г. 190 млрд. рублей или 0,7% от всех доходов против 0,2% в 1995 году. Население стало больше вкладывать свои доходы в недвижимость, в сберегательные и коммерческие банки, в приобретение иностранной валюты.

Состояние потребительского рынка характеризуется относительно высокой насыщенностью товарами и стабильным уровнем товарных запасов. За 10 месяцев объем продаж товаров по всем каналам реализации по сравнению с прошлым годом возрос на 10%, за год он оценивается с ростом почти на 6%.

Безработица становится одной из основных социальных проблем и требует все большего внимания и средств. В целом по области масштабы официальной безработицы умеренные- по состоянию на 01.12.96 - 3,2% от экономически активного населения, однако разрыв между максимальным и минимальным уровнем безработицы достигает почти 10 раз (14,38% в Октябрьске и 1,59% в Тольятти). В основной части регионов он колеблется от 4 до 7%. Уровень скрытой безработицы значителен и оценивается в 15% от численности экономически активного населения области. В настоящее время возрастает социальная напряженность в обществе, связанная с ожиданием массового высвобождения, о котором до конца 1996 года заявили акционерное общество (далее по тексту АО) "Шар", АО "Самеко", "Авиакор". Это значительно обострит ситуацию на рынке труда. Администрацией области разрабатываются мероприятия по приостановке массового высвобождения и не допущению возникновения критических ситуаций на рынке труда.

Размер реальной валовой добавленной стоимости в текущем году снизится на 3-4%. В структуре валовой добавленной стоимости растет удельный вес отраслей по производству услуг с 44% в прошлом году до 52%- в текущем, при одновременном снижении с 47 до 41 процента товарной составляющей.

Спад промышленного производства в 1996 году остановить не удалось. За 10 месяцев т.г. физический объем производства снижен на 5,1%, до конца года он останется уровне 5-6%, что ниже прогнозных расчетов.

Вместе с тем, в октябре т.г. месячный объем промышленного производства по сравнению с сентябрем увеличился на 15%, в том числе на 39% в электроэнергетике, на 20-25% - в автомобилестроении, подшипниковой промышленности и электротехническом машиностроении, на 14% в цементной, на 17% в кондитерской промышленности и др. Основной прирост получен за счет крупных предприятий области: АО "Волжский автозавод" (на 22,7%), Новокуйбышевский НПЗ (на 32,8%), АО "Самараэнерго" (на 43,8%), АО "Трансформатор" (на 75,3%), АО "Волгоцеммаш" (на 72,4%), АО "Самарский подшипниковый завод" (на 13,7%), АО "Тольяттиазот" (на 21,1%), АО "Синтезкаучук" (на 15,7%).

Ситуация в промышленности в большой степени зависит от работы Волжского автомобильного завода, который, несмотря на рост объемов в текущем году на 10%, находится в тяжелом финансовом положении. Администрацией предприятия принимаются меры по повышению эффективности производства, сокращению затрат на социальную сферу, что позволит стабилизировать ситуацию на предприятии.

Объем промышленного производства без учета ВАЗа снизился на 17,5%. Наибольшее падение произошло в цветной металлургии, уровень производства которой составляет 45,3% от прошлогоднего. Основными причинами падения явились спросовые ограничения на внутреннем рынке из-за резкого снижения заказа на оборонные нужды, а также на внешнем рынке из-за негативного действия валютного коридора на величину цены экспортноориентированных предприятий, каким является АО "Самеко". Негативную роль сыграло и состояние основных фондов (коэффициент износа-50%). Выход из кризиса видится в том, что предприятие приобрело крупного стратегического инвестора в лице "Инкомбанка", который уже вложил в развитие производства 25 млн. долларов США (прямые инвестиции и кредитные ресурсы). Начата работа по совершенствованию структуры управления акционерным обществом, проводится новая маркетинговая политика.

Одна из основных причин неустойчивой работы и низкого уровня использования мощностей предприятий химической и нефтехимической промышленности области (спад производства 11,6%) - потеря конкурентноспособности их продукции из-за высоких цен, уровень которых превысил мировой.

Основное влияние на формирование конечной цены оказывают затраты на тепловую и электрическую энергию, доля которых в структуре себестоимости достигает 50%.

Администрацией области разрабатываются предложения по пересмотру тарифной политики в области, созданию более эффективных схем реализации тепловой и электрической энергии.

В целях создания условий для устойчивой и эффективной работы предприятий нефтехимии, Администрация области инициировала проведение экономического эксперимента, согласно которому АО "Самараэнерго" за счет сокращения прибыли снизит тарифы на энергоресурсы, отпускаемые для АО "Синтезкаучук", "Завод синтетического спирта", "Новокуйбышевский нефтехимкомбинат" при условии предварительной оплаты. АО "Самарский завод синтетического спирта" удалось за счет этого запустить производство спирта и альфаметилстирола. А невыполнение условий соглашений по эксперименту со стороны АО "Синтезкаучук" и Новокуйбышевский нефтехимкомбинат" практически привело к срыву эксперимента. Однако нефтехимкомбинату удалось частично запустить производство за счет ввода в действие собственного энергоблока по выработке пара.

Более благоприятной динамикой характеризуется производство в топливной промышленности, где преодолен спад и по сравнению с прошлым годом получен небольшой прирост (0,6%).

Несколько меньшими темпами по сравнению с прошлым годом снижаются объемы производства в пищевой промышленности (8,3% против 11,4% в январе-октябре 1995 г.) и легкой промышленности (27,2% против 44%), хотя эти отрасли по-прежнему испытывают острую конкуренцию со стороны импортной продукции.

Остается низкой инвестиционная активность. Высокие масштабы государственных заимствований лишают инвестиционную сферу финансовых ресурсов. Прогнозные параметры инвестиций в экономику области не будут достигнуты. Восполнить до конца года произошедшее за 11 месяцев снижение объемов инвестиций (на 13%) не удастся, так как многие предприятия из-за собственного неудовлетворительного финансового состояния, взаимных неплатежей не смогут увеличить объем средств на инвестиции. При этом доля собственных средств предприятий всех форм собственности составит 72,5% общего объема инвестиций. По оценке, объем инвестиций в текущем году против прошлого года сократится на 16%, при этом сокращение инвестиций из небюджетных источников составит 11%, инвестиции из бюджета области сократятся почти на 35%, из федерального бюджета на - 34,5%. Продолжается падение объемов капитальных вложений непроизводственного назначения.

В 1996 году из федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ средства поступали плохо. На погашение задолженности за объемы выполненных работ в 1995 году в текущем году поступили 4 млрд. рублей на строительство метрополитена и около 26 млрд. рублей векселями и взаимозачетами. Для финансирования таких социально важных программ, как: "Жилище", "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Анти-Спид" проводится денежный зачет на сумму 182,3 млрд. рублей.

Областная инвестиционная программа за 11 месяцев т.г. профинансирована лишь на 47,2% от годового лимита, в том числе объекты газификации - на 58%, объекты коммунального строительства - на 43,7%, строительство жилья - на 33%, объекты образования на 58%, здравоохранения - на 73% (из них половина капвложений направлена на строительство онкологического центра).

Финансирование строительства объектов общеобластной программы осуществляется по мере поступления средств в областной бюджет, включая систему взаимозачетов и расчеты векселями.

Низкий уровень инвестиций, ухудшение материально-технической базы и финансового состояния сельскохозяйственных предприятий определяют динамику производства продукции сельского хозяйства. В целом валовая продукция сельского хозяйства в текущем году возрастет по сравнению с прошлым годом на 1% за счет продукции растениеводства, темп роста которой составит 110%. Валовый сбор зерна, несмотря на засуху, составил 1700 тыс. тонн, что на 34% больше прошлогоднего. Однако для области этот объем не велик, он на 18% меньше уровня 1991 года. Урожайность возросла с 9,2 ц/га в 1995 году до 14,6 ц/га в текущем.

Напряженным остается положение дел в животноводстве, где производство снизилось по сравнению с 1995 годом на 10%. Засуха последних двух лет сказалась на ухудшении кормовой базы. Грубых и сочных кормов заготовлено на одну условную голову 16,7 ц кормовых единиц, что на 4,8% меньше 1995 года. Особенно низкими темпами идет заготовка кормов в Кинель-Черкасском районе (8,4 ц на условную голову), Волжском (9 ц), Алексеевском (9,1 ц). В результате сокращается поголовье скота, снижается продуктивность, производство продукции животноводства (по оценке за год): молока - на 13,4%, скота и птицы - на 16,5%, яиц - на 26%.

Однако, есть примеры эффективной работы сельхозпредприятий и в этих условиях. Несмотря на неблагоприятные условия, в АОЗТ "Северный ключ" Похвистневского района среднесуточные привесы свиней растут на 4%. Поголовье сохраняется почти на уровне прошлого года. Это обеспечивается за счет наличия собственной кормовой базы (себестоимость 1 ц зерна в 2-3 раза ниже стоимости покупного зерна); отработанной технологии, сохранения квалифицированных кадров.

Сохранили уровень 1995 года по надоям молока муниципальное сельскохозяйственное предприятие "Кряж" - около 5500 кг от одной коровы, АОЗТ "Красная Звезда" Волжского района - 3800 кг за счет отработанной технологии, близкого расположения к городу. Эти предприятия сами реализуют молоко покупателям на 1600-1800 рублей за литр, тогда как закупочная цена молокозавода - 900 рублей. В результате у предприятий повышаются доходы, которые направляются на развитие производственной базы, а на "Красной Звезде" создается своя база переработки.

Не снижено производство ни по одному виду сельскохозяйственной продукции фермерскими хозяйствами и хозяйствами населения.

Анализ развития экономики показывает, что на фоне подавления инфляции, спада объемов производства ухудшается финансово-бюджетное состояние области. Это проявляется в ухудшении финансового положения предприятий и, как следствие, ситуации с поступлением налогов и других платежей в бюджет, не полном финансировании бюджетных расходов.

На 1 ноября 1996 года консолидированный бюджет исполнен по доходам на 77,2% от годового плана, по расходам - на 67,2%.

Ускорился рост задолженности предприятий области. На 1 ноября 1996 года объем дебиторской задолженности составил 25,9 трлн. рублей, а кредиторской - 41,2 трлн. рублей.

Кредиторская задолженность растет более высокими темпами, чем дебиторская. Причем, темпы кредиторской задолженности с февраля, а темпы роста дебиторской с мая начинают опережать темпы инфляции. Что касается просроченной задолженности, то она растет неравномерно.

Ситуация по выдаче средств на оплату труда остается напряженной. Задолженность образуется по причине отсутствия собственных средств у предприятий и недостаточности прямого финансирования из бюджетов различных уровней.

К концу ноября просроченная задолженность по выдаче средств на заработную плату в целом по области сократилась по сравнению с январем месяцем на 17,2% и составила 517,4 млрд. рублей. Задолженность в отраслях материального производства имеет тенденцию к росту, задолженность в отраслях непроизводственной сферы уменьшается.

Более 50% всей просроченной задолженности приходится на промышленные предприятия, на сельскохозяйственные - 20, на строительные - 18. Бюджетная задолженность всех уровней изменяется скачкообразно и на конец ноября составила около 5% от общей задолженности. Наибольшая доля задолженности образуется из-за отсутствия финансирования из федерального бюджета (65%), оставшаяся доля приходится на бюджеты городов и районов области, задолженность из областного бюджета отсутствует. Причем, большая часть задолженности (около 90%) приходится на отрасли социальной сферы, из которой половина всей бюджетной задолженности сосредоточена в учреждениях науки и научного обслуживания.

         

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, СЦЕНАРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В 1997 ГОДУ

Прогноз социально-экономического развития области на 1997 год разработан в двух вариантах.

Первый вариант прогноза предусматривает проведение активной структурной политики, укрепление доходной базы бюджета, стимулирование спроса, усиление социальной направленности экономических преобразований.

Полная реализация задач, определенных Посланиями Президента Российской Федерации "Россия, за которую мы в ответе" и "О бюджетной политике в 1997 году", Программой Правительства РФ "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах", Посланием Губернатора области Самарской Губернской Думе позволит вывести экономику области на параметры первого варианта прогноза.

В этих условиях экономическая ситуация 1997 года будет характеризоваться следующими чертами:

- снижением уровня инфляции до 0,8% в месяц;

- незначительным ростом объемов производства;

- замедлением темпов падения инвестиций;

- ростом реальных доходов населения;

- переходом безработицы из скрытой в открытую форму при умеренном ее росте;

- поддержанием реальной величины бюджетных расходов на уровне 1996 года.

Второй вариант учитывает влияние факторов, препятствующих выходу на оптимальную траекторию развития (сохранение низкой дисциплины платежных отношений, низкого уровня собираемости налогов и др.) и характеризуется более медленным снижением темпов инфляции до 1,6% в среднемесячном исчислении; стабилизацией на уровне 1996 года объемов производства, реальных доходов населения.

При этом варианте прогноза начало процесса оживления экономики области возможно лишь за пределами 1997 года.

Угрозами развития, не предусмотренными в этих вариантах, являются:

- приостановка ВАЗа;

- продолжение процесса образования на базе предприятий области вертикально интегрированных структур и применение в них "цеховых" схем финансово-экономического взаимодействия;

- срыв ряда международных и межобластных контрактов на поставку продукции, производимой предприятиями области.

В случае реализации этих угроз объемы производства и доходы бюджета будут значительно снижены.

Основными направлениями социально-экономической политики Администрации области на 1997 год будут:

- проведение активной социальной политики путем создания условий для оказания населению комплекса жизнеобеспечивающих социальных услуг высокого качества, обеспечения роста реальных доходов населения, усиления адресной социальной защиты нетрудоспособных и социально уязвимых групп населения;

- повышение собираемости налогов и наполнение бюджета;

- обеспечение бесперебойного и полного финансирования расходных статей бюджета, прежде всего защищенных, ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств;

- повышение эффективности управления государственной (областной) собственностью;

- активизация инвестиционного процесса, формирование благоприятного климата для частных и иностранных инвесторов, способствующего росту реальных сбережений и эффективной трансформации накоплений в инвестиции;

- поддержка реализации высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов, оказываемая как путем выделения бюджетных средств, так и путем предоставления гарантий для этих проектов:

- дальнейшая поддержка предпринимательства и малого бизнеса;

- создание и сохранение рабочих мест;

- предотвращение критических ситуаций на региональных рынках труда;

- увеличение уровня собственных доходов дотационных территорий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»