Регионы России, в силу своих географических, природных и социальных условий, сильно дифференцированы по уровню экономического развития. За годы проведения реформ региональные различия не только не сгладились, а еще более увеличились.
Самарская область входит в небольшую группу сравнительно сильных, финансово-независимых регионов.
В регионе складываются тенденции экономического роста. За 1997 год валовый региональный продукт возрос на 6%, индекс физического объема промышленной продукции составил 7%. Однако эта тенденция не носит устойчивого характера, о чем свидетельствуют итоги социально-экономического развития области за I полугодие 1998 года.
Самарская область в 1997 году заняла 3-е место в Российской Федерации (4-е место в 1996 году) по среднедушевому объему производимой промышленной продукции,2-е место (11-е место в 1996 году) по среднедушевому объему розничного товарооборота, 8-е место (16-е место в 1996 году) по доле прибыли в объеме промышленного производства.
Однако в экономике региона, как и в экономике Российской Федерации, остро ощущается недостаток стимулов экономического роста и увеличения эффективности использования природно-ресурсного и производственного потенциала, рационализации размещения производительных сил, реструктуризации экономики, в первую очередь промышленности.
Самарская область является тем регионом, где достаточно внутренних ресурсов и конкурентных преимуществ для активизации экономической деятельности. Необходимо лишь создание механизмов, стимулирующих их использование и поиск рациональных путей их применения.
Основными сдерживающими факторами являются: большая налоговая нагрузка на предприятия, которая не дает эффекта ни для бюджета, ни для производства; сложность налоговой системы; отсутствие действенных механизмов для выхода из кризиса депрессивных отраслей и территорий; отсутствие реального бюджетно-налогового федерализма, дороговизна кредитных ресурсов и т. п.
Для области в настоящее время характерна исключительно высокая инвестиционная потребность, обострение проблемы сбыта из-за высокой стоимости продукции полной технологической готовности, значительное присутствие на территории области федеральных интересов, финансирование которых должно осуществляться из федерального бюджета, незначительная финансовая поддержка из центра.
В регионе, как и в России в целом, наблюдается прогрессирующее ухудшение финансового положения материального производства: норма валовой прибыли сократилась с 26,1% в 1995 году до14,3% в 1997году. Падение доходов материального производства имеет преимущественно воспроизводственные причины, в том числе перераспределение добавленной стоимости из производства в потребление.
В то же время в Самарской области присутствуют факторы, определяющие приток инвестиций:
высокая покупательная способность населения;
значительный объем поставок продукции на экспорт;
наличие в регионе привлекательных для инвесторов промышленных объектов, инвестиционных проектов и программ;
выгодное транспортно-географическое положение;
развитая инфраструктура и др.
Самарская область, таким образом, является идеальным полигоном для проведения экономического эксперимента по отработке отдельных инструментов государственного регулирования, обеспечивающих рост инвестиционного потенциала и реструктуризацию экономики области, ее отдельных территории и отраслей и в конечном счете -достижение устойчивого экономического роста и повышение уровня жизни населения.
Предлагаемый экономический эксперимент имеет целью ослабление действия сдерживающих факторов, создание условий для экономического роста, расширение прав, полномочии и ответственности субъектов Российской Федерации и на этой основе развитие производительных сил, повышение уровня жизни населения и вклада Самарской области в экономику Российской Федерации.
Возможность проведения такого эксперимента на территории Самарской области определяется накопленным потенциалом идей, инициатив, программ социально-экономического развития региона, создающим условия для экономического роста на принципиально новой основе, сформированной рыночными отношениями и адекватной им экономико-правовой средой, а также политической волей руководства области к достижению устойчивого развития экономики области, построению здоровой, цивилизованной рыночной среды и уверенному вхождению области в мировой рынок. Кроме того, вновь формирующаяся российская экономическая политика должна располагать инструментами, получившими опытно-экспериментальную апробацию на отдельных территориях и практическое подтверждение своей эффективности в условиях российской экономики.
Администрация Самарской области имеет определенный положительный опыт в апробации экспериментальных подходов в управлении развитием экономики и социальной сферы.
В 1993 году Администрация области вышла с инициативой в федеральные органы исполнительной власти о проведении эксперимента по урегулированию взаимоотношений между органами государственной власти Российской Федерации и Самарской области по вопросам денежно-кредитной политики, установления региональных экспортных квот, распределения валютной выручки от экспорта нефти и газа и др.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 1361 от 08.09.93 "О мерах государственной поддержки социально -экономического развития Самарской области" и постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации N 905 от 09.09.93 "О мерах по решению неотложных проблем стабилизации экономики, развитию социальной сферы и охране окружающей среды Самарской области" были частично реализованы предложения Администрации области о проведении эксперимента:
при приватизации предприятий федеральной собственности, расположенных на территории Самарской области, пакеты акций 47 предприятий закреплены в федеральной собственности по представлению Администрации области;
в течение 1994 года выделялись региональные экспортные квоты в размере 10% от объема квот предприятий по продукции, отнесенной к товарам, экспорт которых осуществляется по лицензиям;
в 1994 году валютная выручка от экспорта нефти, газа и продуктов их переработки в размере региональной экспортной квоты полностью поступала в валютный фонд Самарской области;
в бюджет области поступали отчисления от акцизного сбора на нефть в размере 50% средств, перечисляемых в 4 федеральный бюджет;
введено 280,5 км автодорог, одним из источников финансирования строительства которых были субвенции и дотации Федерального дорожного фонда Российской Федерации;
разработана региональная программа конверсии предприятий оборонных отраслей промышленности;
с 1 сентября 1995 года области было предоставлено право на открытие единого расчетного счета доходов и расходов федерального бюджета в Управлении федерального казначейства по Самарской области.
По инициативе Администрации области впервые в Российской Федерации был проведен эксперимент по изменению системы выплат государственных детских пособий. Централизация этой системы на базе органов социальной защиты населения позволила полностью ликвидировать задолженность по этому виду пособий в регионе. Полученный опыт был распространен на всей территории России.