Недействующий

О концепции проведения экономического эксперимента на территории Самарской области (с изменениями на 25 октября 2006 года)

2. Направления и содержание эксперимента

        2.1. Налоговая политика

        Эксперимент в этой области подразделяется на 4 самостоятельных направления, каждое из которых имеет свои цели и задачи.

        I направление эксперимента имеет целью усиление роли субъектов Российской Федерации в налоговом регулировании.

        II направление эксперимента имеет целью стимулирование экономического роста методами налоговой политики.

        III направление эксперимента имеет целью упрощение условий налогообложения путем введения единых налогов.

        IV направление эксперимента имеет целью стимулирование инвестиционной деятельности предприятий нематериальной сферы налоговыми методами.

        2.1.1. Усиление роли субъектов Российской Федерации в налоговом регулировании

        Изучение опыта налогового регулирования и межбюджетных отношений развитых стран мира показывает, что роль регионов в формировании и функционировании налоговых систем этих стран более значительна, чем роль субъектов Российской Федерации в налоговом регулировании российской экономики.

        Во-первых, количество налогов, по которым условия налогообложения полностью определяются регионами, значительно больше.

        Во-вторых, регионы имеют большие права в формировании условий налогообложения по совместным налогам (т. е. налогам, поступающим во все уровни бюджетов).

        В-третьих, в отличие от Российской Федерации доля прямых и косвенных налогов в формировании бюджетов различных уровней в развитых странах мира примерно одинакова.

        Необходимость усиления роли субъектов Российской Федерации в налоговом регулировании объясняется также и тем, что степень дифференциации регионов по экономическим условиям, уровню жизни населения, уровню потребления товаров и услуг, производственному потенциалу и многим другим факторам формирования налогооблагаемой базы исключительно высока.

        В этих условиях формирование всех условий налогообложения федеральным центром не является рациональным.

        Основной идеей этого направления эксперимента является расширение налоговых прав и полномочий субъектов Российской Федерации в пределах тех сумм поступлений от федеральных регулируемых налогов, которые остаются в распоряжении субъекта Российской Федерации.

        Регион должен иметь возможность гибко реагировать на изменение экономической ситуации на своей территории методом реактивного управления (принятие решений как реагирование на уже свершившееся событие), и более того, должен иметь возможность прогнозировать развитие экономической ситуации и влиять на изменение направления этого развития.

        Именно такую возможность может предоставить субъекту Российской Федерации его право изменять условия налогообложения по основным налогам, таким как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (доход) организаций, подоходный налог с физических лиц, изменяя налоговые ставки или вводя налоговые льготы категориям плательщиков, имеющим приоритетное значение для экономики региона на данный момент или в перспективе.

        Необходимость осуществления субъектом Российской Федерации контроля за использованием его природно-ресурсного потенциала и за экологической ситуацией на его территории, а также финансовая емкость указанных мероприятий приводит к тому, что субъект должен обладать дополнительными полномочиями еще по одному блоку налогов, состоящему из налогов на пользование природными и сырьевыми ресурсами, а также экологического налога.

        Таким образом, в рамках эксперимента предлагается:

        Ввести понятие регулируемого налога, доходы от которого поступают в различные уровни бюджета, а также определить полномочия по формированию условий налогообложения по таким налогам органов государственной власти соответствующих уровней.

        Регулируемыми могут быть федеральные и региональные налоги.

        Федеральные регулируемые налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации, где определяются элементы налогообложения, правом на изменение которых обладают органы власти субъектов Российской Федерации. В частности, предлагается в рамках эксперимента предоставить органам власти Самарской области право изменения условий налогообложения доходов физических лиц (подоходного налога) в части:

        изменения и дифференциации необлагаемого минимума;

        введения льготных ставок налогообложения;

        исключения из налогооблагаемой базы некоторых видов социально значимых расходов населения;

        смещения шкалы налогообложения.

        Региональные регулируемые налоги устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. По аналогии с федеральными регулируемыми налогами Налоговым кодексом Российской Федерации определяются элементы налогообложения, правом на изменение которых обладают органы местного самоуправления субъекта Российской Федерации.

        В Налоговом кодексе Российской Федерации определить как федеральные регулируемые следующие налоги и сборы:

        налог на добавленную стоимость;

        акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;