Недействующий


ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

07 августа 1998 года № 195

О концепции проведения экономического эксперимента на территории Самарской области

(с изменениями на 25 октября 2006 года)

_______________________________________________________________________________________________

Постановление утратило силу - Постановление Губернатора Самарской области от 25 октября 2006 г. № 246

   _______________________________________________________________________________________________

         В целях апробации новых элементов экономического механизма, обеспечивающих экономический рост и реструктуризацию экономики области, расширения экономической самостоятельности Самарской области и на этой основе развития производительных сил и повышения уровня жизни населения области и во исполнение поручения Президента Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЯЮ:

        1. Одобрить концепцию проведения экономического эксперимента на территории Самарской области (прилагается).

        2. Департаменту по экономике Администрации Самарской области (Хасаеву) подготовить проекты Указа Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, обеспечивающих проведение экономического эксперимента на территории Самарской области.

        3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора -директора департамента по экономике Администрации области Хасаева Г. Р.

Губернатор
Самарской области                            К. А. Титов

 Приложение N 1
к постановлению
Губернатора Самарской области
от 7 августа 1998 г. N 195

КОНЦЕПЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ САМАРА 1998

Введение

        Регионы России, в силу своих географических, природных и социальных условий, сильно дифференцированы по уровню экономического развития. За годы проведения реформ региональные различия не только не сгладились, а еще более увеличились.

        Самарская область входит в небольшую группу сравнительно сильных, финансово-независимых регионов.

        В регионе складываются тенденции экономического роста. За 1997 год валовый региональный продукт возрос на 6%, индекс физического объема промышленной продукции составил 7%. Однако эта тенденция не носит устойчивого характера, о чем свидетельствуют итоги социально-экономического развития области за I полугодие 1998 года.

        Самарская область в 1997 году заняла 3-е место в Российской Федерации (4-е место в 1996 году) по среднедушевому объему производимой промышленной продукции,2-е место (11-е место в 1996 году) по среднедушевому объему розничного товарооборота, 8-е место (16-е место в 1996 году) по доле прибыли в объеме промышленного производства.

        Однако в экономике региона, как и в экономике Российской Федерации, остро ощущается недостаток стимулов экономического роста и увеличения эффективности использования природно-ресурсного и производственного потенциала, рационализации размещения производительных сил, реструктуризации экономики, в первую очередь промышленности.

        Самарская область является тем регионом, где достаточно внутренних ресурсов и конкурентных преимуществ для активизации экономической деятельности. Необходимо лишь создание механизмов, стимулирующих их использование и поиск рациональных путей их применения.

        Основными сдерживающими факторами являются: большая налоговая нагрузка на предприятия, которая не дает эффекта ни для бюджета, ни для производства; сложность налоговой системы; отсутствие действенных механизмов для выхода из кризиса депрессивных отраслей и территорий; отсутствие реального бюджетно-налогового федерализма, дороговизна кредитных ресурсов и т. п.

        Для области в настоящее время характерна исключительно высокая инвестиционная потребность, обострение проблемы сбыта из-за высокой стоимости продукции полной технологической готовности, значительное присутствие на территории области федеральных интересов, финансирование которых должно осуществляться из федерального бюджета, незначительная финансовая поддержка из центра.

        В регионе, как и в России в целом, наблюдается прогрессирующее ухудшение финансового положения материального производства: норма валовой прибыли сократилась с 26,1% в 1995 году до14,3% в 1997году. Падение доходов материального производства имеет преимущественно воспроизводственные причины, в том числе перераспределение добавленной стоимости из производства в потребление.

        В то же время в Самарской области присутствуют факторы, определяющие приток инвестиций:

        высокая покупательная способность населения;

        значительный объем поставок продукции на экспорт;

        наличие в регионе привлекательных для инвесторов промышленных объектов, инвестиционных проектов и программ;

        выгодное транспортно-географическое положение;

        развитая инфраструктура и др.

        Самарская область, таким образом, является идеальным полигоном для проведения экономического эксперимента по отработке отдельных инструментов государственного регулирования, обеспечивающих рост инвестиционного потенциала и реструктуризацию экономики области, ее отдельных территории и отраслей и в конечном счете -достижение устойчивого экономического роста и повышение уровня жизни населения.

        Предлагаемый экономический эксперимент имеет целью ослабление действия сдерживающих факторов, создание условий для экономического роста, расширение прав, полномочии и ответственности субъектов Российской Федерации и на этой основе развитие производительных сил, повышение уровня жизни населения и вклада Самарской области в экономику Российской Федерации.

        Возможность проведения такого эксперимента на территории Самарской области определяется накопленным потенциалом идей, инициатив, программ социально-экономического развития региона, создающим условия для экономического роста на принципиально новой основе, сформированной рыночными отношениями и адекватной им экономико-правовой средой, а также политической волей руководства области к достижению устойчивого развития экономики области, построению здоровой, цивилизованной рыночной среды и уверенному вхождению области в мировой рынок. Кроме того, вновь формирующаяся российская экономическая политика должна располагать инструментами, получившими опытно-экспериментальную апробацию на отдельных территориях и практическое подтверждение своей эффективности в условиях российской экономики.

        Администрация Самарской области имеет определенный положительный опыт в апробации экспериментальных подходов в управлении развитием экономики и социальной сферы.

        В 1993 году Администрация области вышла с инициативой в федеральные органы исполнительной власти о проведении эксперимента по урегулированию взаимоотношений между органами государственной власти Российской Федерации и Самарской области по вопросам денежно-кредитной политики, установления региональных экспортных квот, распределения валютной выручки от экспорта нефти и газа и др.

        В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 1361 от 08.09.93 "О мерах государственной поддержки социально -экономического развития Самарской области" и постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации N 905 от 09.09.93 "О мерах по решению неотложных проблем стабилизации экономики, развитию социальной сферы и охране окружающей среды Самарской области" были частично реализованы предложения Администрации области о проведении эксперимента:

        при приватизации предприятий федеральной собственности, расположенных на территории Самарской области, пакеты акций 47 предприятий закреплены в федеральной собственности по представлению Администрации области;

        в течение 1994 года выделялись региональные экспортные квоты в размере 10% от объема квот предприятий по продукции, отнесенной к товарам, экспорт которых осуществляется по лицензиям;

        в 1994 году валютная выручка от экспорта нефти, газа и продуктов их переработки в размере региональной экспортной квоты полностью поступала в валютный фонд Самарской области;

        в бюджет области поступали отчисления от акцизного сбора на нефть в размере 50% средств, перечисляемых в 4 федеральный бюджет;

        введено 280,5 км автодорог, одним из источников финансирования строительства которых были субвенции и дотации Федерального дорожного фонда Российской Федерации;

        разработана региональная программа конверсии предприятий оборонных отраслей промышленности;

        с 1 сентября 1995 года области было предоставлено право на открытие единого расчетного счета доходов и расходов федерального бюджета в Управлении  федерального казначейства по Самарской области.

        По инициативе Администрации области впервые в Российской Федерации был проведен эксперимент по изменению системы выплат государственных детских пособий. Централизация этой системы на базе органов социальной защиты населения позволила полностью ликвидировать задолженность по этому виду пособий в регионе. Полученный опыт был распространен на всей территории России.

        Новый эксперимент предусматривает создание экономических условий для высвобождения внутренних ресурсов региональной экономики при сохранении вклада области в экономику Российской Федерации в краткосрочной перспективе и его значительном увеличении в долгосрочной перспективе.

        Подход к формированию концепции эксперимента содержит в качестве исходных посылок:

        - проведение эксперимента по нескольким направлениям;

        - использование различных инструментов государственного воздействия на экономику;

        - вовлечение в проведение эксперимента всех уровней власти и управления;

        - время действия экспериментальных положений -не менее 5 лет.

        Проведение эксперимента предполагается по следующим направлениям:

        налоговая политика;

        таможенная политика;

        государственная поддержка депрессивных территорий;

        управление имущественным комплексом области;

        использование природно-ресурсного потенциала;

        амортизационная политика;

        совершенствование механизма предоставления государственных гарантий инвесторам для целей реструктуризации экономики области.

        Результатами экономического эксперимента должны стать:

        для Российской Федерации в целом и ее субъектов -тиражирование опыта государственного регулирования, обеспечивающего экономический рост; эффективное использование экономического потенциала; реабилитация депрессивных территорий;

   увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; повышение уровня жизни населения:

        для предприятий -достижение экономической эффективности и финансовой устойчивости; обновление производственного потенциала.

1. Цель эксперимента

        Цель эксперимента: реструктуризация экономики и рационализация размещения производительных сил, переход к устойчивому развитию Самарской области, новому качеству и уровню жизни населения.

        Стратегической задачей органов управления региона определено обеспечение перехода к устойчивому развитию Самарской области путем соединения благоприятных возможностей ее развития (конкурентных преимуществ) с требованиями рыночной экономики и территориального разделения труда.

        Предполагается реализовать сценарий опережающего перехода к инновационному типу развития области, ориентированному на реструктуризацию экономики области, рационализацию размещения производительных сил, в первую очередь промышленности.

        Реальным путем достижения заявленной цели является использование условий экономического эксперимента, предусматриваемых им преимуществ и новых возможностей, особенностей социально -экономического развития области. Именно на решении задачи реструктуризации экономики должны быть сконцентрированы ресурсы, высвобождаемые в ходе отработки экспериментальных инструментов и механизмов.

        Проведение реструктуризации -крайне сложный и длительный процесс, который требует решения проблем экономического, правового, организационного и социального характера.

        Задача реструктуризации экономики является многоуровневой и будет осуществлена применительно к производственным комплексам, отраслям и отдельным предприятиям региона.

        Проведение реструктуризации возможно' с помощью различных подходов:

        - разработки и реализации региональной целевой программы реструктуризации промышленного комплекса;

        - разработки и реализации комплексного инвестиционного проекта эффективного использования производственных мощностей и реструктуризации промышленных предприятий городов области;

        - проведение реструктуризации по индивидуальным проектам отдельных предприятий.

        Наиболее значимым представляется проведение реструктуризации Безымянского промышленного узла в г. Самаре, где сконцентрированы крупнейшие предприятия военно-промышленного комплекса и машиностроения. Изначально сложилось, что именно в этом районе сосредоточены более совершенные производственные мощности и резервы инфраструктуры. Результатом кризиса в экономике стало появление большого объема незагруженных производственных мощностей при избытке возможностей инфраструктуры.

        Пространственное расположение и отраслевая направленность промышленных предприятий г. Самары позволяют перевести на Безымянку предприятия, расположенные в центральных частях города. Это даст возможность:

       поддержать перспективные отрасли и производства;

        исключить дублирование отдельных производств;

        сконцентрировать вспомогательные и обслуживающие производства;

        обеспечить загрузку предприятий Безымянского промышленного узла;

        сохранить современное оборудование;

        сосредоточить большинство промышленных предприятий в единой зоне, расположенной на окраине города;

        перераспределить высвобожденное оборудование в сельские районы и города с низким технологическим уровнем производства;

        повысить эффективность использования метрополитена;

        высвободить территории в центре города, что позволит использовать их под жилищное строительство, размещение предприятии сферы обслуживания, деловые и торговые центры и т. д.

        Осуществление рационализации размещения производительных сил региона направлено на укрепление бюджетно-финансовой базы области, преобразование области в мощный центр высокотехнологичных наукоемких производств, оздоровление экологической обстановки.

        При этом основными направлениями становятся дальнейшее развитие аэрокосмического комплекса и автомобилестроения на базе широкого использования новейших технологий, конструкционных материалов и объединения усилии АвтоВАЗа с проектно-конструкторскими службами аэрокомплекса, а также развитие

   топливной и нефтехимической промышленности. Оно должно осуществляться с учетом экологических требований путем существенного углубления нефтепереработки -внедрения вторичных процессов и расширения поставок углеводородного сырья действующим нефтехимическим предприятиям. Их мощности будут увязаны с масштабами использования внутренних и транзитных источников сырья.

        Предполагается расширить кооперацию химической и нефтехимической промышленности с аэрокосмическим комплексом и АвтоВАЗом. Особенно актуальны задачи производства новых конструкционных материалов для изготовления ударопрочных пластмассовых кузовов и обивки для салонов (здесь возможна кооперация с предприятиями других регионов), лаков и красок и др.

             Увеличение числа малых предприятий должно осуществляться главным образом в результате реструктуризации крупных предприятий и научно -исследовательских институтов. Увеличение объема продукции малых предприятий производственного профиля должно происходить за счет развития кооперационных связей малых предприятий с крупными предприятиями.

        Существенное развитие должна получить рекреационная деятельность. Она может быть ориентирована на конкретные потребности различных групп населения с одновременным восстановлением и сохранением природной среды. Это предполагает развитие в области санаторно-курортного и туристского, бизнеса, народных промыслов, ремесел и т. д.

        В развитии сельского хозяйства приоритетным должно стать производство продукции по интенсивным технологиям.

        При реализации данного сценария Самарская область может стать крупным инновационным регионом -центром производства наукоемкой продукции.

        Главное условие, обеспечивающее устойчивость Самарского региона -это механизм саморегулирования, опирающийся на объективные законы регионального развития.

        Главным инструментом саморегулирования выступает экономическая самостоятельность области и хозяйствующих субъектов, расположенных на ее территории. Для эффективного использования этого инструмента органы субъектов федерации и местного самоуправления должны быть вооружены экономическими рычагами

   налогово-бюджетной и кредитной политики и надежно защищены законодательством.

        Устойчивое развитие области предполагает:

        - саморегулирование хозяйственного комплекса области, постоянное совершенствование структуры хозяйства области, адаптацию его к требованиям рынка,

        -  поддержание экологического равновесия, нормальное воспроизводство природной среды,

        - формирование гибкой территориальной организации хозяйства и системы расселения, согласование на этой основе интересов различных сфер экономики и локальных групп населения, переход от автономного развития к взаимодействию городов и поселков.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»