ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 декабря 1993 года № 436
О переходе Самарской области к медицинскому страхованию граждан
_____________________________________________________________________________________________
Постановление утратило силу - Постановление Губернатора Самарской области от 14 апреля 2005 г. № 83
______________________________________________________________________________________________
Во исполнение постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
(с изменениями на 14 апреля 2005 года)
1. Ввести обязательное медицинское страхование населения Самарской области с 1 декабря 1993 года.
2. Утвердить:
2.1. Положение об организации и финансировании медицинской помощи населению Самарской области в условиях обязательного медицинского страхования (прилагается).
2.2. Территориальную программу обязательного медицинского страхования населения Самарской области на 1994 год (прилагается).
2.3. Временные правила обязательного медицинского страхования населения Самарской области (прилагаются). (Утратили силу с 15.04.98).
2.4. Положение об исполнительной дирекции Самарского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования (прилагается).
2.5. Дифференцированные ставки платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан для администраций городов и районов области на декабрь 1993 г. (приложение N 1).
3. Администрациям городов и районов области:
3.1. Разработать и утвердить на основе "Территориальной программы обязательного медицинского страхования населения Самарской области" городские (районные) программы обязательного медицинского страхования.
3.2. Оказать необходимое содействие Самарскому областному территориальному фонду обязательного медицинского страхования, его филиалам и уполномоченным в предоставлении служебных помещений и решении других вопросов, связанных с организацией их деятельности.
4. Самарскому областному территориальному фонду обязательного медицинского страхования:
4.1. Завершить организацию своих филиалов до 15.12.93.
4.2. Определить временный порядок финансового взаимодействия и расходования финансовых средств на период введения в области обязательного медицинского страхования.
5. Считать утратившим силу п.1 распоряжения главы администрации области от 20.01.93 N 42-р.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Бородулина Ю.М.
Глава администрации
области К.А.Титов
УТВЕРЖДЕНО
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 13.12.93 N 436
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ФИНАНСИРОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Положение определяет принципы организации и финансирования медицинской помощи населению Самарской области в условиях обязательного медицинского страхования и является обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории Самарской области.
Основной задачей системы медицинской помощи Самарской области является оказание населению всех видов медицинских услуг (за исключением уникальных), а также осуществление медицинских профилактических мероприятий, содействие укреплению и сохранению здоровья населения.
Обязательное медицинское страхование носит социальный характер, обеспечивает государственные гарантии в области медицинской помощи населению и распространяется на всех граждан Российской Федерации и других лиц, проживающих на территории области.
Обязательное медицинское страхование должно обеспечивать государственные социальные гарантии в области оказания медицинской помощи - всеобщность и равную доступность для всех слоев населения медицинской помощи в объеме областной программы обязательного медицинского страхования, утвержденной администрацией области.
Сущность обязательного медицинского страхования, как одного из видов социального страхования, заключается в том, что вне зависимости от размера страховых взносов, внесенных на этот вид страхования предприятием, учреждением, организацией или местной администрацией, застраховавшим данного гражданина, каждому жителю области гарантируется предоставление медицинских услуг, предусмотренных областной программой обязательного медицинского страхования и их оплата из средств обязательного медицинского страхования.
Все население области подлежит обязательному медицинскому страхованию, обеспечивающему равное право на медицинскую помощь. В соответствии с Законом это право достигается:
- установлением на территории области гарантированного всему населению объема лечебно-профилактической помощи - областной программы обязательного медицинского страхования;
- обеспечением всех граждан, проживающим на территории области, равных возможностей в получении гарантированного объема медицинской помощи;
- обеспечением граждан медицинской помощью на всей территории области, в том числе за пределами постоянного места жительства, а экстренной медицинской помощью - на всей территории Российской Федерации;
- предоставлением жителям области права выбора медицинского учреждения и врача в рамках договоров обязательного медицинского страхования.
Все жители области имеют право на добровольное медицинское страхование, обеспечивающее получение медицинских и иных услуг сверх городских и районных программ обязательного медицинского страхования.
Кроме медицинской помощи, оказываемой через систему медицинского страхования и сводящейся, в основном, к диагностике и лечению заболеваний, население области получает медицинскую помощь в виде профилактических, медико-социальных и т.п. программ, осуществляемых органами управления здравоохранением.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ОБЛАСТИ
1.1. Ответственность за организацию медицинской помощи населению на соответствующей территории несут органы управления здравоохранением.
1.2. На управление здравоохранения администрации области при переходе на принципы медицинского страхования возлагается:
1.2.1. разработка концепции и стратегии администрации области в области здравоохранения и медицинской помощи населению, организация ее реализации;
1.2.2. определение приоритетных направлений развития здравоохранения области;
1.2.3. разработка совместно с областным центром санитарно-эпидемиологического надзора мероприятий по медицинской профилактике заболеваний;
1.2.4. координация деятельности органов и учреждений здравоохранения на территории Самарской области;
1.2.5. представление интересов Самарской области в вопросах медицинской помощи населению на федеральном и международном уровне;
1.2.6. контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о здравоохранении и за соблюдением государственных медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи на территории Самарской области, применение предусмотренных законодательством санкций за их нарушение в пределах компетенции;
1.2.7. разработка и реализация областных программ развития здравоохранения.
1.3. Медицинскую помощь населению области оказывают учреждения первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи, больничные стационары, диспансеры, консультативно-диагностические центры, санатории, аптечные учреждения и другие медицинские учреждения и предприятия, основанные на любых, допускаемых законодательством Российской Федерации организационно-правовых формах.
1.4. Деятельность государственных и муниципальных медицинских учреждений носит некоммерческий характер.
В договоре между органом управления здравоохранением и медицинским учреждением устанавливается номенклатура услуг, оказываемых учреждением в рамках обязательного медицинского страхования.
Помимо договора, отношения между ними регулируются действующим законодательством и настоящим Положением.
1.5. Все расположенные на территории области медицинские учреждения (независимо от форм собственности) в своей деятельности руководствуются действующим законодательством, настоящим Положением и своим Уставом (Положением).
1.6. Медицинскую помощь населению Самарской области вправе оказывать только аккредитованные в установленном порядке и имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, объединения, отдельные лица.
1.7. Основой системы здравоохранения области являются структуры первичной медицинской помощи. С ними наиболее часто сталкивается пациент, здесь он получает большую часть медицинских услуг, здесь же, в основном, определяется, маршрут движения пациента во всех остальных структурах здравоохранения (стационарах, консультативных центрах и т. д.). Поскольку от состояния первичной медицинской помощи в решающей степени зависит эффективность всей системы здравоохранения области, для нее создаются условия, привлекающие к ней квалифицированных специалистов, обеспечивающие их заинтересованность в эффективной деятельности на благо пациентов.
В качестве звена первичной медицинской помощи могут выступать:
- группы врачей общей практики,
- отдельные врачи общей практики,
- амбулатории,
- до организации общей врачебной практики акушерско-педиатрические-терапевтические комплексы территориальных медицинских объединений.
Они должны иметь лицензию на оказание соответствующих видов медицинской помощи.
Указание структуры по договору с медицинской страховой организацией и/или областным территориальным фондом обязательного медицинского страхования (его филиалами) берут на себя обеспечение всего объема медицинской помощи застрахованным в рамках программы обязательного медицинского страхования. При этом они выполняют ту часть программы, которую в состоянии выполнить своими силами и средствами. Остальные медицинские услуги они заказывают у учреждений скорой медицинской помощи, стационаров, консультативно-диагностических центров, санаториев и т. д. за счет средств обязательного медицинского страхования, полученных ими по дифференцированному среднедушевому нормативу.
Договор должен определять число застрахованных, объем работы, выполняемый звеном собственными силами, обязательства по организации медицинской помощи застрахованным, порядок финансирования и оценки качества деятельности.
Деятельность структуры первичной медицинской помощи регламентируется Временным положением об общей врачебной практике, утверждаемой управлением здравоохранения администрации области.
1.8. Объем услуг, оказываемых в рамках обязательного медицинского страхования и условия их предоставления определяются областной программой обязательного медицинского страхования, утверждаемой администрацией области.
1.9. Лицензирование и аккредитацию всех лечебно-профилактических учреждений независимо от форм их собственности, а также аккредитацию лиц, занимающихся медицинской деятельностью осуществляет областная медицинская лицензионно-аккредитационная комиссия.
Если при проведении инспекции обнаруживается несоответствие качества медицинских услуг или условий их предоставления в данном медицинском учреждении требованиям профессиональных стандартов, лицензия на данный вид помощи аннулируется.
Сроки и порядок осуществления лицензирования и аккредитации определяются Положениями, утверждаемыми администрацией области. На период введения обязательного медицинского страхования на территории области составляется план-график аккредитации и лицензирования медицинских учреждений. Медицинские учреждения до проведения лицензирования в соответствии с указанным планом-графиком имеют право принимать участие в территориальной программе обязательного медицинского страхования.
1.10. Страховые организации и медицинские учреждения при оценке качества медицинской помощи в рамках системы обязательного медицинского страхования руководствуются Положением о порядке оценки качества медицинской помощи в Самарской области, утверждаемым управлением здравоохранения администрации области. Конфликтные ситуации при этом разрешаются областной медицинской лицензионно-аккредитационной комиссией.
1.11. Государственные и муниципальные медицинские учреждения реализуют добровольные страховые программы и платные медицинские услуги без ущерба для программ обязательного медицинского страхования.
Органы управления здравоохранением при необходимости могут устанавливать для этих учреждений квоты по номенклатуре и объему медицинских услуг, предоставляемых ими вне системы обязательного медицинского страхования.
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ОБЛАСТИ
2.1. Организация финансирования медицинской помощи возлагается на администрацию области и местные администрации.
2.2. Источниками финансирования медицинской помощи являются:
2.2.1. средства государственного и местных бюджетов;
2.2.2. взносы предприятий на медицинское страхование;
2.2.3. средства предприятий на непосредственную оплату медицинских услуг;
2.2.4. личные средства граждан;
2.2.5. безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования предприятий, организаций и граждан;
2.2.6. кредиты банков и других кредиторов;
2.2.7. доходы от ценных бумаг;
2.2.8. иные источники не запрещенные законодательством.
За счет указанных источников образуются финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения и финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования.
2.3. Средства государственной, муниципальной системы здравоохранения предназначены для реализации государственной политики в области охраны здоровья. Они образуются, расходуются и управляются в соответствии с Законом "О медицинском страховании граждан в РСФСР".
2.3.1. Финансовые средства областной системы здравоохранения образуются, в основном, за счет областного бюджета и предназначены для финансирования мероприятий по разработке и реализации областных целевых программ развития медицинской помощи (в первую очередь профилактических), обеспечения профессиональной подготовки кадров, финансирование научных исследований, развития материально-технической базы учреждений здравоохранения, субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию, финансирования особо дорогостоящих видов медицинской помощи, для оказания медицинской помощи в зонах стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых заболеваний, международного сотрудничества, а также для финансирования других мероприятий, связанных с охраной здоровья;
2.3.2. Финансовые средства муниципальной системы здравоохранения образуются преимущественно за счет бюджетов городов и районов и предназначены для развития материально-технической базы учреждений здравоохранения, профилактических мероприятий, обеспечения профессиональной подготовки кадров, осуществления целевых программ, уплаты платежей по обязательному медицинскому страхованию за неработающее население.
2.4. Объем финансовых средств государственной, муниципальной систем здравоохранения определяется при утверждении бюджета соответствующего уровня. Управление ими осуществляется органом управления здравоохранением соответствующего уровня.
2.5. Страховые организации осуществляют за счет финансовых средств государственной системы обязательного медицинского страхования оплату медицинской помощи застрахованным, оказанной медицинскими учреждениями, группами медицинских работников, отдельным работникам в рамках выполнения их обязательств перед страхователями.
При этом оплата медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования производится ими через структуры первичной медицинской помощи.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
3.1. Медицинское страхование населения на территории области осуществляется в соответствии с Законом РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" в двух видах: обязательном и добровольном.
Медицинское страхование населения предусматривает оказание ему медицинской помощи в порядке выполнения страховых программ, определяющих виды и условия получения медицинской помощи, оказываемой застрахованным.