Устав города Самары
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Решения Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294, вступившего в силу со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________
Принят решением
Самарской городской Думы
N 94 от 30.04.96 г.
Зарегистрирован решением
Самарской Губернской Думы
N 248 от 09.07.96 г.
_____________________________________________________________________
Изменения:
Решение Самарской городской Думы от 13 июля 1996 г. N 115;
Решение Самарской городской Думы от 27 сентября 2000 г. N 9;
Постановление Самарской городской Думы от 31 января 2002 г. N 123.
Постановление Самарской городской Думы от 22 января 2004 г. N 291
______________________________________________________________________
Настоящий Устав определяет принципы и основные черты системы местного самоуправления города Самары.
Местное самоуправление города Самары - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность жителей города по решению, непосредственно или через органы самоуправления, вопросов местного значения.
Местное самоуправление города Самары (городское самоуправление) осуществляется на основе следующих принципов:
1) законность, приоритетная защита прав и свобод личности;
2) открытость и гласность;
3) признание за городским сообществом собственных полномочий и самостоятельности их реализации и государственных гарантий городского самоуправления;
4) организационная обособленность органов городского самоуправления и взаимодействие их с органами государственной власти Российской Федерации и Самарской области в осуществлении общих задач и функций;
5) многообразие форм организации городского самоуправления и самостоятельного определения населением города Самары структуры органов городского самоуправления;
6) учет общественного мнения и привлечение общественных структур к деятельности органов городского самоуправления на основе политического и социального плюрализма;
7) подконтрольность и ответственность всех органов и должностных лиц городского самоуправления перед городским сообществом и соответствующими территориальными общинами за свою деятельность и ее результаты;
8) соответствие материальных и финансовых ресурсов города Самары полномочиям органов местного самоуправления.
Правовую основу самоуправления города Самары составляют Конституция Российской Федерации , федеральные законы, Устав и законы Самарской области, настоящий Устав.
Статья 1.1.
1.1.1. Настоящий Устав обладает высшей юридической силой в системе правовых актов, принимаемых органами самоуправления города Самары и его должностными лицами, является актом прямого действия и применяется на всей территории города Самары.
1.1.2. Наличие в Уставе норм, регулирующих какие-либо статусы, процедуры и отношения, не препятствует применению норм законов и иных нормативных актов более высокой юридической силы, касающихся тех же предметов.
1.1.3. Все правовые акты органов самоуправления и его должностных лиц должны соответствовать настоящему Уставу; нормы указанных актов, противоречащие Уставу либо не соответствующие ему по своим целям и средствам, не подлежат применению и исполнению.
1.1.4. Любая официальная ссылка на конкретную норму настоящего Устава должна сопровождаться указанием соответствующего пункта Устава.
Статья 1.2.
1.2.1. В настоящем Уставе отдельные термины имеют следующее значение: "Устав" - Устав города Самары; "город" - город Самара; "городской" и "муниципальный" - относящийся к городу Самаре; "областной" - относящийся к Самарской области; "федеральный" относящийся к Российской Федерации.
1.2.2. Термин "законодательство" в Уставе относится только к федеральным и областным нормативным актам, принятым в форме законов, и не подразумевает нормативные акты другого типа.
1.2.3. При использовании в Уставе терминов, обозначающих лиц ("житель", "гражданин", "депутат", "руководитель", "служащий" и т.п.), во всех случаях имеются в виду лица обоего пола.
1.2.4. Употребленные в Уставе словосочетания "органы городского самоуправления", "должностные лица городского самоуправления", "акты городского самоуправления" не относятся к органам, лицам и актам территориального общественного самоуправления города.
Статья 1.3.
1.3.1. В случаях спора о значении терминов и понятий, употребленных в Уставе, преимущество отдается тем значениям, которые установлены в федеральных законах и в разъяснениях высших федеральных судов.
1.3.2. В системе органов городского самоуправления официальное толкование терминов и понятий вправе давать только Городская Дума в порядке, предусмотренном ее регламентом.
Статья 1.4.
1.4.1. Перечень упомянутых в Уставе прав жителей города не является исчерпывающим и не должен толковаться в ограничительном смысле - как отсутствие у жителей других прав, не упомянутых в Уставе.
1.4.2. Перечни предметов ведения и вопросов, входящих в компетенцию органов городского самоуправления либо в должностные обязанности отдельных лиц, не должны толковаться в расширительном смысле, если это специально не оговаривается в Уставе.
Статья 1.5.
1.5.1. Право изменять и дополнять Устав входит в исключительную компетенцию Городской Думы.
1.5.2. Решения Городской Думы об изменении и дополнении Устава принимаются большинством не менее чем в две трети от установленного числа депутатов Думы.
1.5.3. Предложения об изменении и дополнении Устава могут вноситься в Городскую Думу жителями города в порядке народной правотворческой инициативы, Главой города, а также органами городского самоуправления.
1.5.4. Изменения и дополнения Устава, необходимые в целях исполнения федеральных и областных законов, принимаются Городской Думой не позднее чем в месячный срок с момента вступления этих законов в силу либо в соответствии с указанными в этих законах сроками.
Статья 2.1. Город Самара является муниципальным образованием - городским поселением, в пределах которого осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Статья 2.2.
2.2.1. В ведении города находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы самоуправления города.
2.2.2. К вопросам местного значения относятся:
1) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
2) принятие и изменение Устава города, контроль за его соблюдением;
3) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
4) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
5) комплексное социально-экономическое развитие города;
6) содержание и использование муниципального жилищного фонда и муниципальных нежилых помещений;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
8) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
9) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
10) регулирование планировки и застройки территории города;
11) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
12) контроль за использованием земель на территории города;
13) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
14) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
15) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
16) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
17) благоустройство и озеленение города;
18) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
19) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
20) организация и содержание муниципальных архивов;
21) организация городского транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
22) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для развития в городе различных форм предпринимательства;
23) создание условий для деятельности учреждений культуры в городе;
24) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
25) организация и содержание муниципальной информационной службы;
26) создание условий для деятельности средств массовой информации города;
27) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
28) создание условий для развития физической культуры и спорта в городе;
29) участие в охране окружающей среды на территории города;
30) обеспечение противопожарной безопасности в городе, организация муниципальной пожарной службы.
2.2.3. Город вправе принимать в свое ведение иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами, а также вопросы, не исключенные из его ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
Статья 2.3.
2.3.1. От имени города своими действиями могут приобретать и осуществлять для него права и обязанности, выступать в суде органы городского самоуправления в рамках их компетенции, установленной Уставом.
2.3.2. В случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством, нормативными актами городского самоуправления, по специальному поручению города от его имени могут выступать юридические лица и граждане.
2.3.3. Органы городского самоуправления самостоятельно и независимо от органов государственной власти в пределах своей компетенции управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения.
Статья 2.4.
2.4.1. В гражданских правоотношениях город выступает на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
2.4.2. Город отвечает по своим обязательствам имуществом, принадлежащим ему на праве собственности, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности.
2.4.3. В случаях, предусмотренных законами, допускается обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности города.
Статья 2.5.
2.5.1. Юридические лица, созданные городом, не отвечают по его обязательствам.
2.5.2. Город не отвечает по обязательствам созданных им юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законами.
2.5.3. Город не отвечает по обязательствам Самарской области и Российской Федерации, кроме случаев, когда он специально принял на себя гарантию (поручительство) по их обязательствам.
Статья 2.6.
2.6.1. Город может входить в ассоциации (союзы) других муниципальных образований Российской Федерации, сохраняя свою самостоятельность и права как муниципального образования.
2.6.2. Город может устанавливать договорные отношения с зарубежными муниципальными образованиями и вступать в ассоциации (союзы) с ними.
2.6.3. Вхождение города в какие-либо ассоциации (союзы) и участие в них не может сопровождаться передачей им полномочий органов городского самоуправления.
Статья 2.7.
2.7.1. Город имеет свою символику, которая включает герб города и флаг города.
2.7.2. Описание герба города и флага города, а также порядок их официального использования устанавливаются Положениями о них.
< См. также:
Положение Самарской городской Думы от 26 ноября 1998 г. N 187;
Положение Самарской городской Думы от 30 декабря 1998 г. N 192 >.
Статья 3.1.
3.1.1. Территорию города как муниципального образования составляют земли города, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные земли, земли, необходимые для развития города, и другие земли в границах города независимо от форм собственности и целевого назначения.