КОНЦЕПЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
1. Введение
В условиях рыночной экономики, укрепления бюджетного федерализма в целях лучшего обслуживания областного бюджета, повышения эффективности использования финансовых ресурсов и контроля за их расходованием возникает необходимость в построении новой концепции управления средствами областного бюджета через уполномоченные банки.
2. Цели управления средствами бюджета:
2.1. Эффективное использование финансовых ресурсов области за счет снижения остатков на счетах бюджетных организаций и оперативное краткосрочное их использование в депозитах и ценных бумагах.
2.2. Повышение управляемости средствами бюджета за счет создания информационной и правовой системы взаимоотношений, что позволит оперативно контролировать денежные потоки по счетам областных организаций, предприятий и органов управления, а так же направления расходования бюджетных средств.
2.3. Расширение форм обеспечения краткосрочной ликвидности бюджета прямыми краткосрочными банковскими кредитами, процентами, начисленными по депозитным вкладам, остаткам по счетам бюджета.
В качестве одного из инструментов покрытия бюджетного дефицита целесообразно использовать выпуск областных долговых обязательств и других ценных бумаг.
3. Задачи управления средствами бюджета:
3.1. Инвентаризация бюджетных счетов, что предполагает распределение счетов бюджетных организаций и закрепление их за соответствующими уполномоченными банками.
3.2. Построение информационной системы обслуживания, что позволит улучшить управление бюджетными средствами и контроль за освоением бюджетных средств.
3.3. Организация оперативного расчетно-кассового обслуживания через уполномоченные банки в целях содействия снижению времени обработки платежных документов и сроков замораживания бюджетных средств.
3.4. Организация системы прямого кредитования областного бюджета, что предполагает установление согласованных правил кредитования с уполномоченными банками, размеров, сроков и ставок кредитов, контроля за расходованием предоставленных средств.
3.5. Создание системы структуризации областного долга через уполномоченные банки для привлечения средств в бюджет за счет выпусков областных займов и других ценных бумаг.
4. Управление бюджетными средствами.
4.1. Статус уполномоченных банков определяется генеральным соглашением, регламентирующим взаимодействие банков и органов исполнительной власти, права, обязанности и ответственность сторон.
При выборе уполномоченных банков Администрации области совместно с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Самарской области оценивает кандидатов на конкурсной основе (по результатам конкурса документов и оценки финансовой деятельности) по следующим критериям:
- банк-претендент должен подтвердить свою надежность, предоставив годовой бухгалтерский баланс, опубликованный в печати отчет за последние 2 года деятельности банка и положительное аудиторское заключение по итогам работы за предыдущий год;
- банк-претендент должен иметь положительные финансовые результаты деятельности (прибыли) за предыдущий год и в текущем году;
- размер оплаченного уставного капитала банка должен соответствовать требованиям Центрального Банка Российской Федерации.
4.4. Уполномоченные банки:
- осуществляют ведение отдельных счетов бюджетных организаций, внедрение наиболее удобных форм расчетно-кассового обслуживания областных учреждений и организаций;
- получают преимущественное право на привлечение временно свободных бюджетных средств.
- на основании Генерального соглашения выполняют функции уполномоченных банков.
4.5. Из функций уполномоченных банков:
4.5.1. Для бюджетных организаций уполномоченные банки осуществляют:
- бесплатное открытие счета,
- бесплатное расчетно-кассовое обслуживание,
- обеспечение расчетными и денежными чековыми книжками,