Недействующий


ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05 июня 1996 года № 146

 О территориальной целевой программе  "Развитие реабилитационной службы Самарской  области в 1996-2000 годах"

(с изменениями на 18 декабря 2006 года)

   

   ____________________________________________________________________________________________________________

Изменение:

                              Постановление утратило силу - Постановление Губернатора Самарской области от 18 декабря 2006 г. № 270

____________________________________________________________________________________________________________


       С целью улучшения на территории области качетсва реабилитации больных и снижения первичного выхода их на инвалидность

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Принять территориальную целевую программу "Развитие реабилитационной службы Самарской области в 1996-2000 годах" (прилагается) и направить ее ра рассмотрение Самарской Губернской Думы.

2. Комитету по экономике и финансам Администрации области (Хасаеву) предусмотреть в бюджете области выделение средств Самарскому медицинскому институту "РЕАВИЗ" на финансирование территориальной целевой программы "Развитие реабилитационной службы Самарской области в 1996-2000 годах" в следующих размерах: 1997 год - 7,8 (семьи миллиардов восемьсот миллионов) млрд. рублей, 1998 год - 21 (двадцать один) миллиард рублей, 1999 год 13 (тринадцать) миллиардов рублей, 2000 год - 3 (три) миллиарда рублей.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации области Жабина А.П.

Глава Администрации
области                                                К.А. Титов

ПРИЛОЖЕНИЕ
К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ
ОБЛАСТИ ОТ 5.06.96 Г. N 146

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В 1996-2000 ГОДАХ" (ДАЛЕЕ ПРОГРАММА)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения программными методами

Раздел 2. Основные цели и задачи Программы

Раздел 3. Сроки и этапы реализации Программы

Раздел 4. Система программных мероприятий

Раздел 5. Финансовое обеспечение Программы

Раздел 6. Механизм реализации Программы

Раздел 7. Организация управления Программой и контроль  за ходом их реализации

Раздел 8. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последсвий Программы

Раздел 9. Паспорт Программы

Приложение: Схеме реорганизации реаблитационной службы  Самарской области.

 Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ
РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

В соответствии с международными статистическими отчетами в России одной из важнейших социальных задач остается охрана здоровья населения. При этом приоритетными проблемами здоровья, по которым общество несет наибольшие потери, являются: травмы, младеческая смертность и заболеваемость новорожденных, инвалидность с детства, инфекционные болезни, психические расстройства, пневмонии, болезни беременных и материнская смертность. Большинство их этих проблем очень тесно связано с потререй трудоспособности, развитием инвалидности и необходимостью социальной зашиты этой части населения, что предусматривается Федеральным Законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 25.03.93 N 394 "О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов", постановлением Правительства Российской Федерации от 3.04.96 N 392 "О государственной службе медико-социальной экспертизы".

К сожалению, следует признать, что современная тенденция к ежегодному увеличению в России числа лиц, нуждающихся в социальной опеке, связано в первую очерень с недостатками системы реабилитации больных и инвалидов.

Если объективно взглянуть на состояние реабилитационной службы у нис в стране, то можно конститировать, что она не функционирует как целостная система. Медицинская и социальная реабилитация идут своими путями, практическим мало соприкасаясь друг с другом. В результате этого больной оказывается один на один со своим недугом, он теряет ощущение, что общество наряду с ним несет ответственность за его выздоровление, что общество заинтересовано, чтобы человек вернулая к активной социальной жизни. Усугубляет эту ситуацию слабая организация психологической помощи больным, которая должны была бы органически вплетаться в структуру медико-социальной реабилитации. В России в настоящее время практически отсутствует специализированная подготовка кадров для реалибилитационной работы, не разработана методика преемственности между отдельными службами реабилитации. Очень мала доля промышленных предприятий, изготовляющих оборудование для трудовой и бытовой реабилитации инвалидов. Иными словами, пока еще не согдано стройной концепции реабилитации в России, которая помогла бы организационно и функционално объединить разрозненные усилия различных ведомств, образовательных учреждений, предприятий для решения очень важной социальной задачи возврадния к активной общественной жизни инвалидов и больных.

Есть и еще одна проблема. В современных условиях бюджетное финансирование медицинских и социальных учреждений реабилитации не может обеспечить высокий уровень проведения реабилитационных мероприятий для всего контингента больных и инвалидов. Необходимы дополнительные источники финансирования, а реальных инвестиционных программ пока еще не создано.

Зарубежный опыт показывает, что все эти трудности преодолимы. Однако для жтого требуется сербзный научно и экономически обоснованный методологический подход к организации реабилитационного дела с учетом этапа развития российского общества в целом и отдельных регионов страны в частности.

Так, в Самарской области уже в настоящее время имеются весьма серьезные предпосылки, позволяющие уже в ближайшем будущем приступить к реорганизации реабилитационной службы. Это своего рода ресурсы для обеспечения работы по Программе. Они включают:

- наличие заказа на решение такой социальной проблемы как совершенствование реаблитиационной службы и готовность Администрации Самарской области взять на себя роль государственного заказчика;

- интеллектуальный потенциал сотрудников Самарского медицинского института "РЕАВИЗ", позволяющий сформулировать концепцию развития реабилитационной службы в области и взять на себя ответственность головного исполнителя Программы;

- наличие в Самарской области целого ряда учреждений здравоохранения, с успехом осуществляющих специальные программы медицинской реабилитации и понимающих целесообразсноть обогащения этих программ социальными, психологическими и организационными аспектами;

- наличие в Самарской области центров социального обслуживания населения, центров медицинской реабилитации, врачебно-трудовых экспертных комиссий, имеющих определенный опыт реабилитационной работы и способных служить основой будущих типовых учреждений медико-социальной реабилитации;

- методическая готовность административных структур области (Главного управления социальной защиты населения области, Комитета по вопросам семьи, материнства и детства Администрации области, Главного управления здравоохранения Администрации области, территориального фонда обязательного медицинского страхования, департамента федеральной службы занятости населения по Самарской области) принять участие в реализации проекта;

- наличие производственных площадей и земельного участка под застройку на территории Самарского района г. Самары для создания материальной базы областного экспертного центра медико-социальной реабилитации.

Используя эти ресурсы наряду с финансовой поддержкой за счет средств областного бюджета, разработчики настоящей Программы расчитывают в течение ближайшего пятилетия создать на базе концепции перспективного развития реабилитационной службы в Самарской области прообрах будущей организационной структуры реабилитации, апробировать его жизнеспособность в условиях социального эксперимента и приступить к его реальному воплощению. Все это в совокупности составляет основное содержание данной Программы. В дальнейшем она может быть распространена и на другие регионы страны.


Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

2.1. Цель Программы:          

Разработка концепции развития реабилитационной службы Самарской области на 1996-2000 гг. и поэтапное внедрение ее в практику.

2.2. Задачи Программы:         

2.2.1. Детально разработать, научно и экономически обосновать концепцию развития реабилитационной службы в Самарской области.

2.2.2. Организовать в 1996-2000 гг. проведение социального эксперимента по апробации разработанной Программы и доработать ее отдельные положения на практике.

2.2.3. В рамках эксперимента создать на территории одного из районов г. Самары (предположительно Советского района) областной экспертный центр медико-социальной реабилитации населения (далее Центр) и типовое учреждение медико-социальной реабилитации для отработки методологии реабилитацинной работы в области.

2.2.4. Создавать совет инвесторов из представителей Администрации области, иных органов и организаций для консульатционной помощи Центру в проведении реабилитационной работы с населением.

2.2.5. Разработать и апробировать модель новых финансово-экономических отношений учреждений госарственного и негосударственного типа, осуществялющих реабилитационную службу в области.

2.2.6. Разработать принципы взаимодействия административных, образовательных, общественных организаций, а также промышленных предприятй, участвующих в реализации Программы реабилитации населения.

2.2.7. В Центре как на учебно-производственной базы организовать подготовку, переподготовку и сертификацию кадров для реабилитационной службы области.

2.2.8. Создать методическое обеспечение преемственности в работе учреждений реабилитации.

2.2.9. Проветси апробацию организационной структуры и принципов работы типового учреждения медико-социальной реабилитации.

2.2.10. Создать систему лицензионного контроля за деятельностью учреждений медико-социальной реабилитации.

2.2.11. Провести работу по организации работы медико-социальных экспертных комиссий на территории Самарской области, создав систему их взаимоотношений с учреждениями здравоохранения и реабилитационными центрами.

2.2.12. Провести реорганизацию работы реабилитационных центров и наладить систему лицензирования их деятельности.

2.2.13. Организовать участие медицинской, социальной и психологической службы в профессиональной переподготовке и бытовой адаптации инвалидов, а также больных с хроническими заболеваниями.

2.2.14. Уосвершенствовать систему финансового обеспечения реабилитационной работы с населением.

2.2.15. Наметить программу по социально-психологической реабилитационной работе с населением в экологически неблагоприятных зонах области.

2.2.16. Определить программу приобщения инвалидов и тяжело больных к духовным ценностям современного общества.

2.2.17. Организовать работу по пропаганде идей реабилитации среди населения и привлечению к реабилитационной работе средств из внебюджетных источников.


Раздел 3. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1996 г. - организовать проведение научно-методической работы по совершенствованию концепции развития реабилитационной

службы в Самарской области ;

        - организовать   научно-методическую  проработку  условий эксперимента по апробации разработанной программы;

        - приступить  к  созданию на территории Советского района  г. Самары производственных площадей областного экспертного      центра медико-социальной реабилитации населения;

        - создать совет инвесторов из представителей Администрации области, иных органов и организаци для     консультационной помощи Центру в проведении реабилитационной работы с населением;

        - приступить к организации подготовки,  переподготовки  и

сертификации кадров для реабилитационной службы области. 1997 г. - приступить к созданию на территории Советского района  г. Самары производственныъ площадей под типовое учреждение  реабилитации;

        - организовать   работу   областного  экспертного  центра  медико-социальной реабилитации населения;

        - провести    работу    с   руководителями   промышленных  предприятий Самарской области по организации выпуска

приспособлений для профессиональной и бытовой адаптации  инвалидов и больных с хроническими заболеваниями;

        - начать   подготовку   и   переподготовку   кадров   для  реабилитационной службы области;

        - подготовить    программу    лицензирования   учреждений  медико-социальной реабилитации.

1998 г. -  продолжить   подготовку производственных площадей и их  оснащение;

        -  оснастить  и  организовать  работу типового учреждения  реабилитации;

        - организационно и научно-методически обеспечить преемственность в работе областного экспертного центра

медико-социальной реабилитации населения и типового учреждения реабилитации;

        - научно-методически обосновать и отработать на практике принципы финансово-экономической деятельности  медико-социальных экспертных комиссий и учреждений реабилитации.

1999 г. - продолжить подготовку производственных площадей;

        - начать деятельность по организации работы медико-социальных экспертных комиссий на территории Самарской области, создав систему их взаимоотношений с учреждениями здравоохранения и реабилитационными центрами;

        - начать реорганизацию работы реабилитационных центров и наладить систему лицензирования их деятельности;

        - наладить систему целевой подготовки кадров для службы  реабилитации и организовать сертификацию молодых

специалистов в этой области;

        - апробировать созданную систему финансово-экономической  поддержки учреждений реабилитации.

2000 г. -организовать участие медицинской, социальной и  психологической службы в профессиональной переподготовке и

бытовой адаптации инвалидов и больных, оснастив соответствующим образом такие отделения учреждений  реабилитации;

        - научно-методически обосновать и внедрить систему  трудоустройства граждан и инвалидностью;

        - создать  систему   контроля   за   работой   учреждений  реабилитации;

        - разработать и начать внедрение программы по социально-психологической реабилитационной работе с населением в экологические неблагоприятных зонах области;

        - разработать и начать внедрение программы приобщения инвалидов и тяжело больных к духовным ценностям современного общества;

        - организовать работу по пропаганде идей реабилитации среди населения и привлечения к реабилитационной работе

средств из внебюджетных источников.


Раздел 4. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Программные мероприятия планируется проводить в соответствии с концепцией развития реабилитационной службы Самарской области, основные положения которой отражены на схеме (прилагается) и предусматривают следующий порядок осуществления настоящей Программы.

1. Организация перехода от сугубо медицинских мероприятий к комплексной системе медицинской, психологической и социальной реабилитации

Детальная характеристика проблемы. В соответствии с новыми условиями развития российского общества, определившими цель настоящей Программы, организационная структура реабилитационной службы Самарской области должна быть реорганизована. При этом в процессе реорганизации небходимо учитывать следующие моменты.

В настоящее время направление больного на реабилитацию далеко не всегода входить в схему медицинского обслуживания населения. Связано это с несколькими обстоятельствами. Во-первых, до сих пор нет четкого определения, что такое реабилитация и когда следует начинать реабилитационные мероприятия. Во-вторых, нет единой формы медицинского заключеня, позволяющего четко наметить индивидуальную схему реабилитации. В-третьих, в процессе реботы с больным врач самостоятельно руководит его лечением, не ставя перед собой задачу привлечения к этому процессу психологической и социальной службы, семьи, различных общественных структур. В большинстве случаев это просто невозможно в силу специфики врачебной деятельности в стационаре или поликлинике, тем более, что развертывание реабилитационных мероприятий обязательно повлечет за собой в будущем увеличение потока больных.

Гораздо лучше мог бы справиться с этой проблемой семейный врач, но создание нового для нашей страны института семейных врачей довольно сложная проблема, нет единой устоявшейся методики их подготовки, не отработана система финансирования их деятельности, не определн четко круг их должностных обязанностей, не разработан порядок их взаимодействия с врачами поликлиник и стационаров.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»