Действующий

О Комплексной программе государственной поддержки малых предприятий Самарской области на 1996 год

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Комплексная программа разработана на основе принципов преемственности ранее реализованных программ с учетом позитивных сдвигов в сфере законодательной, финансово-экономической и информационной поддержке развития малого бизнеса, которые проявились в результате исполнения программ государственной поддержки развития малого бизнеса Самарской области в 1994-1995 гг. и участия в реализации федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Несмотря на сложность общеэкономической ситуации, малые предприятия продолжают выполнять функцию общей реструктуризации экономики, предотвращая социальную напряженность, обеспечивая рост занятости населения за счет создания новых рабочих мест. Таких мест к середине 1995 года на малых предприятиях создано 243 тысячи, в том числе 163 тысячи мест на постоянное основе. Малые предприятия развиваются достаточно быстро и динамично, общее число официально учтенных малых предприятий области превысило 17 тысяч, за девять месяцев 1995 года ими получена прибыль в размере более 650 млрд. рублей, из них 350 млрд. рублей направлено на капитальные вложения, налоговые поступления от малых предприятий составили более двадцати процентов от общей суммы поступлений.

В тоже время необходимо признать, что в таких сферах, как производство товаров народного потребления, малые предприятия имеют потенциальную возможность развития лишь при условии целенаправленного содействия им со стороны государства. Расширение же производственной деятельности малых предприятий в свою очередь позволяет приблизить структуру предложения на рынке товаров и услуг к реальной структуре потребления, что благоприятно оказывается на социально-экономической ситуации в обществе.

В результате исполнения программ 1994 и 1995 годов создана инфраструктурная основа государственной поддержки развития малого бизнеса, включающая в себя на областном уровне департамент поддержки предпринимательства и малого бизнеса Администрации области, на местном уровне - территориальные центры развития малого бизнеса, образованные при органах местного самоуправления с выделением им средств из местных бюджетов. Такие центры функционируют в ряде городов и районов области.

При исполнении мероприятий Программы 1995 г. на поддержку малого бизнеса было направлено 3000 млрд. рублей, в том числе 320 млн. рублей на финансирование мероприятий по созданию инфраструктуры государственной поддержки развития малого бизнеса.

Активно проводится финансовая политика по кредитной поддержке малых предприятий из средств областного бюджета, с привлечением собственных средств банков-агентов. Получила развитие практика краткосрочной финансовой помощи малым предприятиям, осуществляемой на основе трехстороннего соглашения между Департаментом, территориальным центром развития малого бизнеса и банком-агентом, что значительно приблизило малые предприятия к финансовым источникам их развития.

Оправданным стало выделение в отдельную подпрограмму мероприятий, направленных на развитие малых предприятий в социально-незащищенной среде. В целом на эту подпрограмму выделено 600 млн рублей, предназначенных как для государственной поддержке предпринимательских проектов в виде среднесрочных кредитов, так и для создания совместно с банком-агентом фонда льготного кредитования предприятий и организаций социально-незащищенных слоев населения.

Своевременными оказались мероприятия по инициированию развития процесса повышения качества и конкурентоспособности продукции малых предприятий путем ее сертификации, а также выделение средств на организацию профилактической работы по охране труда на малых предприятиях для создания условий, способствующих сокращению производственного травматизма работников малых предприятий.

Настоящая Комплексная программа предусматривает детальную проработку целевых начал государственной поддержки малых предприятий, с использованием принципа "от достигнутого" с тиражированием позитивных результатов и рассчитана на интегрирование интересов и возможностей органов государственного и местного самоуправления, занимающихся поддержкой малых предприятий.

Комплексная программа учитывает сложившуюся схему размещения производительных сил в районах области и социально-экономический прогноз развития области на 1996 год (явно проявляющиеся признаки стабилизации производства, ожидаемый рост объемов эффективных производств, перекрывающий спад объемов неэффективных), что позволяет исключить повторное финансирование одних и тех же мероприятий и определить круг проблем, решаемых с участием малых предприятий в приоритетных направлениях развития, таких как:

- производство и реализация продуктов питания;

- производство товаров и услуг широкого потребления;

- бытовые услуги населению;

- создание ресурсосберегающих техники и технологий;

- городское хозяйство.

Основные направления Комплексной программы реализуются путем выполнения комплекса следующих мероприятий:

- развитие инфраструктуры государственной поддержки малых предприятий;

- совершенствование и развитие нормативно-правовой базы предпринимательства;

- информационное обеспечение поддержки малых предприятий;

- финансовая поддержка малых предприятий;

- лизинг для малых предприятий;

- обеспечение малых предприятий помещениями и земельными участками;

- государственная поддержка малых предприятий в социально-незащищенной среде;

- обеспечение экономической безопасности малых предприятий и качества выпускаемой продукции.

Финансовая структура Комплексной программы базируется на принципе консолидации бюджетных и внебюджетных ресурсов, возвратности выделенных кредитных ресурсов и направление их на развитие инфраструктуры государственной поддержки малых предприятий. Компенсация расходов по Комплексной программе предусматривается за счет увеличения прямых поступлений в областной и местные бюджеты путем расширения налогооблагаемой базы и сокращения расходов на поддержку неэффективных производств, дотации районам области. В финансовой структуре Комплексной программы намечен акцент на смещений источников ресурсов, необходимых для поддержки малых предприятий, от прямых бюджетных средств к более активному использованию собственных средств банков и других финансовых структур области.

Срок выполнения мероприятий Комплексной программы - 1996 год, часть мероприятий реализуется переходящим итогом в 1997 году.