САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 26 марта 1996 года № 183

О Комплексной программе государственной поддержки малых предприятий Самарской области на 1996 год

Рассмотрев представленную Главой Администрации области Комплексную программу государственной поддержки малых предприятий Самарской области на 1996 год, Самарская Губернская Дума

РЕШИЛА:

Утвердить Комплексную программу государственной поддержки малых предприятий Самарской области. (Приложение)     

Председатель Думы                                 Л.И. Ковальский


КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1996 ГОД

ОДОБРЕНА ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 26.02.96 N 33


УТВЕРЖДЕНА РЕШЕНИЕМ
САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ
ОТ 26.03.96 N 183

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы      Комплексная программа государственной
                            поддержки малых предприятий
                            Самарской области на 1996 год.

Основание исполнения        Бюджет Самарской области на 1996 год.

Головной исполнитель        Департамент поддержки предпринимате-
                            льства и малого бизнеса Администрации
                            области.

Соисполнители               Комитеты и управления Администрации
                            области, администрации городов и
                            районов области, управление внутрен-
                            них дел Администрации области,
                            областной центр занятости населения.

Основные мероприятия        Развитие инфраструктуры государст-
                            венной поддержки малых предприятий,
                            реализация функциональных и совмест-
                            ных программ по поддержке и развитию
                            малых предприятий.

Целевые показатели          Количество созданных и действующих
                            малых предприятий, увеличение числа
                            рабочих мест на малых предприятиях
                            и прирост налоговых поступлений от
                            них за отчетный период.

Сроки реализации            В течение 1996 года.

Источники и объемы          Областной бюджет 1996 года - 6,5
финансирования              млрд. руб., возвратные средства
                            программ предыдущих периодов - 2,7
                            млрд. руб., областной фонд занятости
                            населения - 5,4 млрд. руб.,
                            консолидированные средства банков
                            и органов местного самоуправления-не
                            менее 3 млрд. руб.

Контроль исполнения         Контроль за реализацией Комплексной
                            программы осуществляет Председатель
                            Правительства Самарской области.

                           СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Раздел 1.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1. Развитие территориальной инфраструктуры государственной поддержки малых предприятий (подпрограмма)

2. Информационное обеспечение деятельности инфраструктуры государственной поддержки малых предприятий (подпрограмма)

3. Кадровое обеспечение деятельности инфраструктуры государственной поддержки малых предприятий (подпрограмма)

Раздел 2.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

4. Программа правового обеспечения государственной поддержки малых предприятий

5. Программа финансовой поддержки малых предприятий

6. Программа имущественное поддержки малых предприятий

7. Программа  консолидированной рекламы продукции малых предприятий

8. Программа обеспечения экономической безопасности малых  предприятий

Раздел 3.
РЕАЛИЗАЦИЯ СОВМЕСТНЫХ ПРОГРАММ

9. Программа создания рабочих мест на малых предприятиях

10. Программа поддержки малых предприятий в социально-незащищенной среде

11. Программа поддержки предпринимательства в научно-технической сфере

12. Программа создания банков данных инвестиционных проектов и коммерческих предложений

13. Программа поддержки предпринимательства на селе

14. Программа поддержки малых предприятий в исправительно-трудовых учреждениях области

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Одной из первоочередных задач органов исполнительной власти является создание в рамках существующего законодательства оптимальных условий для становления и развития предпринимательства, как основы экономического роста Самарской области.

Основанием для разработки и реализации Комплексной программы государственной поддержки малых предприятий Самарской области на 1996 год (далее Комплексная программа) является Закон Российской Федерации "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

Настоящая Комплексная программа является продолжением проводимой в 1994-1995 годах работы по реализации политики Администрации области в сфере государственной поддержки предпринимательства и развития малого бизнеса.

Головным исполнителем Комплексной программы является департамент поддержки предпринимательства малого бизнеса Администрации Самарской области (далее Департамент).

Мероприятия, предусмотренные Комплексной программой, реализуются в течение 1996 года и частично переходящим итогом в 1997 году, сроки и объем их исполнения определяются бюджетным финансированием на 1996 год.

В разработке Комплексной программы наряду с департаментом принимали участие:

комитет по экономике и финансам Администрации области;

финансовое управление комитета по экономике и финансам Администрации области;

Администрации городов и районов области;

областной центр занятости населения;

Главное управление социальной защиты населения области;

Государственный научно-координационный центр "Перспектива".

Комплексная программа состоит из ряда самостоятельных программ и мероприятий по реализации совместных программ. Структура Комплексной программы отражает специфику развития производственных сил на территории Самарской области, состояние деловой активности населения городов и районов области, отношение органов местного самоуправления к решению вопросов государственной поддержки малых предприятий.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Комплексная программа разработана на основе принципов преемственности ранее реализованных программ с учетом позитивных сдвигов в сфере законодательной, финансово-экономической и информационной поддержке развития малого бизнеса, которые проявились в результате исполнения программ государственной поддержки развития малого бизнеса Самарской области в 1994-1995 гг. и участия в реализации федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Несмотря на сложность общеэкономической ситуации, малые предприятия продолжают выполнять функцию общей реструктуризации экономики, предотвращая социальную напряженность, обеспечивая рост занятости населения за счет создания новых рабочих мест. Таких мест к середине 1995 года на малых предприятиях создано 243 тысячи, в том числе 163 тысячи мест на постоянное основе. Малые предприятия развиваются достаточно быстро и динамично, общее число официально учтенных малых предприятий области превысило 17 тысяч, за девять месяцев 1995 года ими получена прибыль в размере более 650 млрд. рублей, из них 350 млрд. рублей направлено на капитальные вложения, налоговые поступления от малых предприятий составили более двадцати процентов от общей суммы поступлений.

В тоже время необходимо признать, что в таких сферах, как производство товаров народного потребления, малые предприятия имеют потенциальную возможность развития лишь при условии целенаправленного содействия им со стороны государства. Расширение же производственной деятельности малых предприятий в свою очередь позволяет приблизить структуру предложения на рынке товаров и услуг к реальной структуре потребления, что благоприятно оказывается на социально-экономической ситуации в обществе.

В результате исполнения программ 1994 и 1995 годов создана инфраструктурная основа государственной поддержки развития малого бизнеса, включающая в себя на областном уровне департамент поддержки предпринимательства и малого бизнеса Администрации области, на местном уровне - территориальные центры развития малого бизнеса, образованные при органах местного самоуправления с выделением им средств из местных бюджетов. Такие центры функционируют в ряде городов и районов области.

При исполнении мероприятий Программы 1995 г. на поддержку малого бизнеса было направлено 3000 млрд. рублей, в том числе 320 млн. рублей на финансирование мероприятий по созданию инфраструктуры государственной поддержки развития малого бизнеса.

Активно проводится финансовая политика по кредитной поддержке малых предприятий из средств областного бюджета, с привлечением собственных средств банков-агентов. Получила развитие практика краткосрочной финансовой помощи малым предприятиям, осуществляемой на основе трехстороннего соглашения между Департаментом, территориальным центром развития малого бизнеса и банком-агентом, что значительно приблизило малые предприятия к финансовым источникам их развития.

Оправданным стало выделение в отдельную подпрограмму мероприятий, направленных на развитие малых предприятий в социально-незащищенной среде. В целом на эту подпрограмму выделено 600 млн рублей, предназначенных как для государственной поддержке предпринимательских проектов в виде среднесрочных кредитов, так и для создания совместно с банком-агентом фонда льготного кредитования предприятий и организаций социально-незащищенных слоев населения.

Своевременными оказались мероприятия по инициированию развития процесса повышения качества и конкурентоспособности продукции малых предприятий путем ее сертификации, а также выделение средств на организацию профилактической работы по охране труда на малых предприятиях для создания условий, способствующих сокращению производственного травматизма работников малых предприятий.

Настоящая Комплексная программа предусматривает детальную проработку целевых начал государственной поддержки малых предприятий, с использованием принципа "от достигнутого" с тиражированием позитивных результатов и рассчитана на интегрирование интересов и возможностей органов государственного и местного самоуправления, занимающихся поддержкой малых предприятий.

Комплексная программа учитывает сложившуюся схему размещения производительных сил в районах области и социально-экономический прогноз развития области на 1996 год (явно проявляющиеся признаки стабилизации производства, ожидаемый рост объемов эффективных производств, перекрывающий спад объемов неэффективных), что позволяет исключить повторное финансирование одних и тех же мероприятий и определить круг проблем, решаемых с участием малых предприятий в приоритетных направлениях развития, таких как:

- производство и реализация продуктов питания;

- производство товаров и услуг широкого потребления;

- бытовые услуги населению;

- создание ресурсосберегающих техники и технологий;

- городское хозяйство.

Основные направления Комплексной программы реализуются путем выполнения комплекса следующих мероприятий:

- развитие инфраструктуры государственной поддержки малых предприятий;

- совершенствование и развитие нормативно-правовой базы предпринимательства;

- информационное обеспечение поддержки малых предприятий;

- финансовая поддержка малых предприятий;

- лизинг для малых предприятий;

- обеспечение малых предприятий помещениями и земельными участками;

- государственная поддержка малых предприятий в социально-незащищенной среде;

- обеспечение экономической безопасности малых предприятий и качества выпускаемой продукции.

Финансовая структура Комплексной программы базируется на принципе консолидации бюджетных и внебюджетных ресурсов, возвратности выделенных кредитных ресурсов и направление их на развитие инфраструктуры государственной поддержки малых предприятий. Компенсация расходов по Комплексной программе предусматривается за счет увеличения прямых поступлений в областной и местные бюджеты путем расширения налогооблагаемой базы и сокращения расходов на поддержку неэффективных производств, дотации районам области. В финансовой структуре Комплексной программы намечен акцент на смещений источников ресурсов, необходимых для поддержки малых предприятий, от прямых бюджетных средств к более активному использованию собственных средств банков и других финансовых структур области.

Срок выполнения мероприятий Комплексной программы - 1996 год, часть мероприятий реализуется переходящим итогом в 1997 году.

Раздел 1.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Активная государственная политика в деле формирования благоприятных условий для успешной деятельности малых предприятий невозможна без создания системы целевого управления этим сложным процессом, имеющей развитую структуру на местах.

Основной задачей, в настоящее время, является дальнейшее развитие инфраструктуры государственной поддержки малых предприятий, как в функциональном, так и в территориальном аспекте.

В ходе выполнения Программы государственной поддержки развития малого бизнеса на 1994 и 1995 годов отработаны основные моменты формирования элементов инфраструктуры на областном и местном уровнях, успешно развиваются центры в городах Сызрань, Чапаевск, районном центре Приволжье. Расширяется спектр направлений поддержки малых предприятий, на территориях, где работают центры, идет формирование фондов краткосрочного кредитования и лизинговых фондов для имущественной поддержки при территориальных центрах развития малого бизнеса, планируется создание третейских комиссий для урегулирования экономических споров между предпринимателями при банках-агентах, работающих по договорам с центрами.

Настоящая программа ставит основной целью создание, с использованием накопленного опыта, комплексной системы инфраструктурной поддержки малых предприятий в городах и районах области, наиболее подготовленных к данной работе, а также базовых структур поддержки, охватывающих значительную часть малых предприятий в городах и районах, в которых объективно существует необходимость их создания.

В программе заложен принцип поэтапного формирования основ инфраструктуры, содержащей следующие элементы:

- территориальный центр развития малого бизнеса;

- фонд краткосрочной финансовой помощи малым предприятиям;

- лизинговый фонд имущественной поддержки малых предприятий.

Впервые в программе предусматривается создание условий, обеспечивающих жизнедеятельность и стартовую рентабельность производственной деятельности для начинающих свою производственную деятельность малых предприятий.

Все мероприятия программы проводятся в течение 1996 года.

1. Развитие территориальной инфраструктуры государственной поддержки малых предприятий (подпрограмма)

Подпрограмма направлена на создание и обеспечение благоприятных условий для деятельности малых предприятий путем формирования комплексной системы инфраструктурной поддержки малых предприятий в городах и районах области, включающую в себя как организационно-технические, так и финансовые элементы:

-----------------------------------------------------------------
     МЕРОПРИЯТИЕ                             ФИНАНСИРОВАНИЕ
-----------------------------------------------------------------
1.1. Создание территориальных центов
     развития малого бизнеса в городах       600 млн. руб.
     Самара, Тольятти, Новокуйбышевск,       (бюджет)*
     Сергиевском, Борском, Кинельском
     районах
-----------------------------------------------------------------
1.2. Формирование фондов краткосрочной        внутренние
     финансовой помощи малым предприятиям     источники
     при территориальных центрах совместно
     с местными банками-агентами
-----------------------------------------------------------------
1.3. Создание лизинговых компаний             300 млн. руб.
     совместно с банками-агентами             (бюджет)*
     для обеспечения малых предприятий:
     средствами производства в городах:
     Самара, Тольятти, Сызрань, Чапаевск
-----------------------------------------------------------------
1.4. Развитие территориальной инфраструктуры   420 млн. руб.
     в городах и районах области              (бюджет)*
-----------------------------------------------------------------

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»