Рынок труда в 1998-2000 годах будет развиваться в значительной мере под влиянием экономических процессов, которые имели место в 1996-1997 годах. В связи с этим ближайшую перспективу следует рассматривать как своего рода переходный этап от одного состояния занятости и рынка труда, когда их динамика носила в основном стагнационный характер, к другому, когда на передний план начинают выдвигаться факторы повышения производительности труда и эффективности производства.
Исходя из прогнозируемой ситуации на рынке труда, характеризующейся замедлением роста численности безработных в течение года, в ближайшей перспективе необходимо обеспечить взвешенность в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить застоя безработицы, а с другой, не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики. Политика на рынке труда в предстоящий период проводится в отношении трех категорий населения: работающих и учащихся, незанятого населения, безработных и будет направлена на :
- обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;
- переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;
- стремление к сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
- сокращение массовой безработицы на территориальных рынках труда гг. Октябрьск, Кинель, Отрадный, Похвистнево, Богатовского района и п. Рощинский Волжского района;
- повышение эффективности существующих и создание новых рабочих мест;
- развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- рост мобильности трудовых ресурсов.
К ключевым интегрированным направлениям действий Администрации Самарской области, других органов исполнительной власти и департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Самарской области по решению проблем занятости относятся:
- преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;
- экономическое стимулирование развития малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда;
- разработка механизма прогнозирования спроса на рабочую силу;
- оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;
- разработка специальных программ по стабилизации занятости на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда;
- развитие гибких форм занятости;
- последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресности социальной поддержки населения;
- дальшейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;
- улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, заработной платы и использования рабочего времени;
- сохранение на предприятиях кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование имеющихся рабочих мест;
- проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;
- развитие и повышение эффективности программ и услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение массовой безработицы и возвращение лиц, не имеющих работы, к активному труду.
- работа с безработными включает как основное направление создание мобильного резерва рабочей силы.
2. Развитие качества рабочей силы как составной части развития человеческих ресурсов
Профессиональная подготовка рабочей силы
Система общего и профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров переживает сложный период перестройки, целью которого является обеспечение высокого качества новой рабочей силы и снижение риска безработицы среди выпускников образовательных учреждений с учетом тенденций развития территориальных рынков труда.
Для решения этой задачи предусматривается:
- организовать мониторинг потребности в кадрах определенных профессий и специальностей;
- ориентировать профессиональную подготовку на обучение по профессиям и специальностям, которые соответствуют потребностям экономики и обеспечивают конкурентоспособность работника на рынке труда;
- реорганизовать сеть профессиональных учебных заведений с целью оптимизации объемов и упорядочения профессионально-квалификационной структуры подготавливаемых профессий и специальностей;