Финансирование мероприятий по содействию занятости населения Самарской области в 1998-2000 гг. будет осуществляться преимущественно за счет средств Фонда занятости.
Общий объем средств Фонда занятости, предполагаемых к использованию в 1998 году определяется в размере 394 млн. руб. При действующем нормативе отчислений (1,5% фонда оплаты труда) и сложившемся коэффициенте полноты сбора средств (0,85-0,87) общее поступление страховых взносов составит в 1998 году 255 млн. руб.; вся доходная часть может составить 291,6 млн. руб.
В целях увеличения доходной части Фонда занятости предполагается активизировать работу по сбору средств в Фонд занятости за счет реструктуризации имеющейся задолженности предприятий, контролировать уплату взносов, взаимодействовать по вопросам соблюдения финансовой дисциплины наиболее крупными должниками по платежам в Фонд занятости с территориальным агентством Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Самарской области.
Территориальная структура поступлений практически не изменится: наиболее весомая часть взносов ожидается от предприятий г.г. Самара и Тольятти. В счет взыскания задолженности предыдущих периодов по статье "Иные поступления" предполагается получить 2,5 млн. руб. Эти поступления по большей части ожидаются в виде взаимозачетов, которые должны быть использованы для финансирования активной политики занятости, в частности, поддержку занятости населения за счет развития частного предпринимательства. В этих целях предусматривается:
- совершенствование нормативно-правовых и организационных условий для содействия занятости граждан в сфере частного предпринимательства;
- подготовка кадров для частного предпринимательства;
- информационное обеспечение частного предпринимательства;
Для создания новых рабочих мест предполагается:
- определение общей потребности в рабочих местах;
- организация целевой поддержки неконкурентоспособных граждан, нуждающихся в дополнительной социальной защите;
- подготовка специальных программ создания и сохранения рабочих мест на территориях с критической ситуацией на рынке труда;
- продолжение работы по обеспечению условий для межтерриториальной мобильности рабочей силы;
- подготовка мер, направленных на поддержку предприятий, осуществляющих перепрофилирование и переобучение кадров.
В общей сложности на реализацию программ активной политики занятости населения предполагается направить не менее 28,2 млн. руб., что составляет 7,1% общей суммы планируемых расходов.
Почти 66% от суммы расходов предполагается направить на организацию программ материальной поддержки безработных граждан, в частности, на выплату пособий по безработице, материальной помощи безработным и членам их семей, выплату досрочных пенсий.
Материальная поддержка безработных
В течение 1998-2000 годов в части поддержки доходов безработных граждан и членов их семей предусматривается:
- выплата пособий по безработице 340 тыс. человек, в том числе в 1998 году - 104 тыс. человек. При этом суммарные расходы по этой статье в 1998 году будут составлять 230,3 млн. рублей;
- оказание материальной и иной помощи безработным и членам их семей. Данными услугами воспользуются около 100 тысяч человек, в том числе в 1998 году - 20 тыс. человек. Расходы на это в 1998 году составят 2 млн. рублей;
- оплата периода временной нетрудоспособности безработных граждан предусматривается для 15 тысяч человек, в том числе в 1998 году - 4 тыс. человек;
- досрочный выход на пенсию безработных граждан. Такой возможностью воспользуются около 5 тыс. человек, в том числе в 1998 году - 1,5 тысяч человек. Расходы на эти цели в 1998 году составят 10 млн. рублей, включая задолженность за 1997 год.
Оказание помощи членам семей безработных
Одним из направлений деятельности органов службы занятости по поддержке доходов безработных граждан являются мероприятия по предоставлению детям безработных равных прав и возможностей на отдых и оздоровление. В период 1998-2000 годов предполагается организовать отдых и оздоровление около 500 детей, в том числе в 1998 году - 100 детей. Преимущественным правом будут пользоваться безработные женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, одинокие и многодетные родители.
Органами службы занятости будут использоваться возможности предприятий по организации отдыха и оздоровления детей безработных посредством реструктуризации задолженности по страховым взносам в Фонд занятости на основе заключения договоров по взаимозачетам.