В Стратегии развития эффективность исполнительной власти выделяется как одно из непременных условий достижения высокого уровня благосостояния населения и стандартов качества жизни.
Повышению эффективности региональной власти уделялось большое внимание в 2006-2011 годах.
За этот период Правительством области была сформирована система управления по целям и результатам:
программы развития отраслей экономики, социальной сферы, программы развития территорий были приведены в соответствие с региональной Стратегией развития;
внедрена система контрольных показателей (индикаторов) эффективности деятельности каждого органа исполнительной власти по решению поставленных стратегических задач;
проводится ежегодный анализ реализации Стратегии развития и выполнения индикаторов.
1.4.1. Бюджетная политика
Приоритетными направлениями бюджетной политики Правительства области за последние 6 лет являлись:
обеспечение сбалансированности бюджетной системы области;
сохранение и развитие налогового и неналогового потенциала на территории области;
финансирование в полном объеме всех социально значимых расходов, ежегодно предусматриваемых бюджетом;
недопущение образования кредиторской задолженности по всем социально значимым расходам;
оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов;
создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий;
реализация мер, направленных на смягчение последствий экономического кризиса 2008-2009 годов;
создание эффективной организации бюджетного учета и составления отчетности.
Реализация вышеназванных направлений бюджетной политики в 2006-2011 годах способствовала положительной динамике следующих показателей:
доходы консолидированного бюджета в 2011 году выросли по отношению к 2005 году в 3,1 раза (в текущих ценах);
доля доходов консолидированного бюджета в ВРП увеличилась с 13,6 процента в 2005 году до 16,5 процента в 2011 году;
бюджетная обеспеченность населения выросла в 3,2 раза (с 11,9 тыс. рублей в 2005 году до 37,9 тыс. рублей в 2011 году).
Для решения стратегических задач в 2006-2011 годах Правительство области активно привлекало федеральные средства: за шесть лет в область было привлечено 31,4 млрд. рублей из федерального бюджета. Около 70 процентов этих средств (22,1 млрд. рублей) было направлено на строительство крупных, социально значимых для Нижегородской области инфраструктурных объектов (метро, транспортные обходы г.Нижний Новгород, газификация и водоснабжение сельских населенных пунктов).
1.4.2. Оптимизация расходов областного бюджета
Ежегодно проводится оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в таких сферах, как образование, здравоохранение, жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, государственное и муниципальное управление. По результатам работы составляется план мероприятий, направленных на снижение неэффективных расходов.
В настоящее время продолжается укрупнение муниципальных образований. С начала 2009 года их число сократилось с 662 до 421, в том числе созданы новые городские округа: город Бор, город Выкса, город Шахунья, Семеновский городской округ. Укрупненные муниципальные образования имеют больше возможностей для развития благодаря консолидации производительных сил и бюджетных ресурсов.
Правительством области в 2006-2011 годах была проведена работа по оптимизации состава и реформированию государственных предприятий (приватизации, реорганизации, финансовому оздоровлению). Кроме этого, усилен контроль за хозяйственной деятельностью государственных предприятий и использованием ими государственного имущества.