В контексте задачи повышения инвестиционной привлекательности Нижегородской области проведена детальная диагностика рисков (Таблица 2), определенных в Программе области с точки зрения их возможного влияния на капитал региона в целом и на составляющие этого капитала - физический и человеческий капиталы. Кроме того, риски проранжированы по степени критичности.
Степень критичности риска (K) вычислялась как произведение вероятности наступления рискового случая (Р) на оценку возможных последствий при реализации такого случая (I; K=PxI). Расчет критичности рисков приведен в приложении 3.
Количественная оценка вероятности возникновения каждого рискового события и возможных последствий при его реализации производилась экспертным путем.
Критичные риски сгруппированы по величине критичности (К):
- риски "первой очереди" (К=90-100%) - требуют немедленного воздействия и могут в ближайшее время привести к тяжелым последствиям для жизнедеятельности области;
- риски "второй очереди" (К=80-89%) - затрагивают вероятные сценарии развития, которые приносят экономике и жизнедеятельности области существенный ущерб;
- риски и меры "третьей очереди" (К=70-79%) - их парирование после или параллельно с парированием рисков "первой" и "второй очереди" позволяет закрепить ситуацию и реализовать цели КИП региона.
Таблица 2.
Анализ критичности рисков Нижегородской области
по составляющим капитала субъекта
| Составляющие капитала | Источник рисков для капитала | Риски | Критичность рисков |
Риски 1-й очереди | Человеческий капитал | Демография | Сокращение численности трудовых ресурсов | 97 |
Сокращение качества трудовых ресурсов | ||||
Образование | Сокращение качества трудовых ресурсов | 96 | ||
Нехватка квалифицированных рабочих | ||||
Экология | Усиление антропогенной нагрузки на окружающую среду | 96 | ||
Физический капитал | Основные производственные фонды | Износ основных производственных фондов | 97 | |
Энергоснабжение | Нехватка мощностей энергоснабжения | 96 | ||
Риски 2-й очереди | Физический капитал | Дорожная сеть | Ограниченность транспортно- логистической инфраструктуры | 86 |
Жилой фонд | Высокий уровень износа жилого фонда | 83 | ||
Газоснабжение | Недостаточный уровень газификации | 81 | ||
Водоснабжение и водоотведение | Высокий уровень износа инженерной инфраструктуры | 81 | ||
Риски 3-й очереди | Физический капитал | Теплоснабжение | Высокий уровень износа систем теплоснабжения | 76 |
Логистика | Ограниченность транспортно- логистической инфраструктуры | 72 | ||
Коммерческая недвижимость | Износ фондов коммерческой недвижимости | 71 |