Диагностика и ранжирование рисков
1. Индексация и ранжирование рисков.
Количественная оценка вероятности возникновения каждого рискового события производилась экспертным путем с учетом всех факторов путем изучения имеющихся обстоятельств, тенденций, сценариев. В целях единообразной оценки рисков разработана классификация и подготовлены таблицы, которые применяются как к первой группе рисков (типовые риски), так и ко второй (риски исполнения КИП).
Классификация рисковых событий по вероятности возникновения представлена в Таблице 1.
Таблица 1. Вероятность наступления рисков (вероятностная оценка)
Рисковое событие | Вероятность возникновения риска, Р (0-1,0) | Описание события |
Практически невероятное | 0,0 < P 0,09 | Событие может произойти в исключительных случаях. |
Маловероятное | 0,1 < P 0,39 | Редкое событие (но известно, что оно уже когда-то происходило). |
Вероятное | 0,4 < P 0,59 | Событие с одинаковой вероятностью может как произойти, так и не произойти |
Весьма вероятное | 0,6 < P 0,89 | Событие с большей вероятностью может произойти, чем не произойти. |
Максимально вероятное | 0,9 < P < 1,0 | Ожидается, что событие произойдёт. |
Градация рисков по характеру последствий представлена в Таблице 2.
Таблица 2. Влияние рисковых событий при реализации
рисков (взвешенная оценка)
Риски | Баллы (I) | Степень негативного влияния, % |
Минимальные | 0,00< I 0,10 | до 10 |
Низкие | 0,11< I 0,40 | от 10 до 40 |
Средние | 0,41< I 0,60 | от 40 до 60 |
Высокие | 0,61< I 0,90 | от 60 до 90 |
Максимальные | 0,91< I< 1,00 | от 90 до 100 |
Влияние рискового случая (K) вычисляется как произведение вероятности наступления рискового случая на размер возможных потерь при реализации такого случая (K=PxI). Далее влияния рисковых случаев (К) ранжируются по абсолютной величине (|K|) и принимаются решения о применении к ним парирующих мер.
В интересах настоящего КИП под критическим риском понимается неуправляемый риск, при котором опасность потерь в случае наступления рискового события для Нижегородской области определяется в размере не меньшем (), чем затраты на его функционирование в целях обеспечения жизнедеятельности. В настоящей методике оценки рисков был применен экспертный метод оценки влияния рискового случая, выраженный в процентах (|K|*100%), что отражено в таблицах, анализирующих результаты диагностики рисков.
Принимая во внимание "особую чувствительность" оценки рискового случая, в интересах анализа и подготовки эффективных и максимально точных парирующих мер, была проведена градация критических рисков. Ранжирование рисков представлено в Таблице 3.
Таблица 3. Ранжирование рисков.
Группа рисков | Оценка влияния рискового случая |
Критический риск, обязывающий применять парирующие меры "первой очереди" (катастрофический риск - 100%) | 90-100 |
Критический риск, обязывающий применять парирующие меры "второй очереди" | 80-89 |
Критический риск, обязывающий применять парирующие меры "третьей очереди" | 70-79 |
Риски не относятся к критическим; требуют внимания, применения обычных мер риск-менеджмента, снижения уровня рисков, регулярного мониторинга рисков | 50-69 |
Риски не являются критическими, работа по ним ведется в штатном варианте | 10-49 |
В дальнейшем, проверка достижения цели осуществляется на основе подготовленного списка критических рисков и инструментов их минимизации. Риски рассматриваются в разрезе их влияния на элементы капитала Нижегородской области (физический, человеческий, природный).
КИП исходит из принципа перевода существующих рисков из категории неуправляемых в категорию управляемых и механизма дальнейшего управления рисками с учетом императива государственной поддержки. Анализ рисков построен следующим образом:
- с учетом имеющихся обстоятельств и тенденций выявлены риски и угрозы, которым подвержена область;
- экспертами определены сценарии развития ситуации с учетом имеющихся рисков;
- на основе вышеназванной классификации и оценки влияния рискового случая проведена экспертная оценка рисков с целью выделения группы наиболее "критических" рисков, которые при реализации могут повлечь за собой наиболее тяжелые последствия и парирование которых требует безотлагательных мер;
- выявлены и предложены необходимые механизмы, переводящие критические риски из категории "неуправляемых" в категорию "управляемых", осуществлено их ранжирование.