6.1. Наряду с разработанными подходами к планированию долговых заимствований и предоставлению гарантий Нижегородской областью осуществляется оперативное управление государственным долгом. Оно проводится в целях сглаживания пиков долговых платежей и экономии бюджетных средств, выделяемых для обслуживания и погашения долговых обязательств, при одновременном обеспечении других расходов областного бюджета.
6.2. Основными методами оперативного управления являются:
- корректировка сроков привлечения заемных средств, предусмотренных программой государственных заимствований. Данный метод предусматривает перенесение сроков привлечения новых заемных средств на более ранние или поздние сроки по сравнению с плановым распределением заимствований. Критерием определения необходимости корректировки является реальное исполнение областного бюджета, то есть фактическое поступление доходов и фактическое использование предусмотренных бюджетом ассигнований, а также конъюнктура на рынке заимствований, когда за счет изменения утвержденных сроков привлечения заемных средств достигается сокращение расходов по обслуживанию государственного долга области;
- досрочное погашение долговых обязательств. Данный метод осуществляется за счет дополнительно полученных доходов, перераспределения экономии по расходам бюджета и/или привлечения новых более дешевых заимствований.
6.3. Нижегородская область также придерживается следующих правил в части обслуживания и погашения долга, представленных международными рекомендациями по управлению долгом:
- долгосрочные и среднесрочные заемные средства составляют основу портфеля заимствований;
- структура долгового портфеля обеспечивает равномерный график совокупных ежегодных выплат по обслуживанию и погашению долговых обязательств. Это дает возможность гибко управлять графиком погашения долга: в среднесрочном плане это достигается управлением объема облигаций, в краткосрочном - банковскими кредитами и кредитными линиями;
- портфель заимствований максимально диверсифицирован по видам обязательств и кредиторам. Структура долговых обязательств Нижегородской области хорошо диверсифицирована по долговым инструментам. Облигационные займы по своей природе являются наиболее диверсифицированным заемным инструментом и, кроме того, Нижегородская область проводит политику диверсификации кредитов и кредитных линий по денежно-кредитным учреждениям;
- не допускается приоритетное обслуживание одних долговых обязательств по отношению к другим. В соответствии с российским антимонопольным законодательством и законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, дискриминация держателей по приоритету долговых обязательств не допускается;
- составляется план (прогноз) обслуживания и погашения долга.