Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Нижегородской области в 2012-2014 годах" (с изменениями на 29 декабря 2012 года)


2. Содержание проблемы

Аварийность на дорогах Нижегородской области является одной из острейших социально-экономических проблем.

За последние 7 лет (с 2004 по 2010 годы) в Нижегородской области произошло 38306 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 5731 и получили ранения 47536 человек.

Анализ основных показателей аварийности свидетельствует о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма в Нижегородской области в течение ряда лет остается высоким.

К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности, следует отнести:

- недостатки системы государственного управления, регулирования и контроля деятельности по БДД;

- массовое пренебрежение требованиями БДД со стороны участников дорожного движения;

- недостаточная поддержка со стороны общества мероприятий, направленных на обеспечение БДД;

- низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в оценке дорожной обстановки;

- недостатки технического обеспечения мероприятий БДД, в первую очередь, несоответствие технического уровня улично-дорожной сети, транспортных средств, технических средств организации дорожного движения современным требованиям;

- несвоевременность обнаружения ДТП и оказания медицинской помощи пострадавшим.

Сохраняющаяся сложная обстановка с аварийностью во многом определяется постоянно возрастающей мобильностью населения при перераспределении объемов перевозок от общественного транспорта к личному.

Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес ДТП с участием указанных лиц в течение последних 7 лет устойчиво превышает 75 процентов от всех ДТП, связанных с несоблюдением водителями требований БДД.

Одним из факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на состояние БДД, является уровень автомобилизации. За последние 10 лет число автомототранспортных средств, зарегистрированных в Нижегородской области, увеличилось на 224 тысячи единиц и составило на 1 января 2011 года 1037600 единиц. В 2010 году общее количество транспортных средств, зарегистрированных в Нижегородской области, возросло по сравнению с 2009 годом на 62,3 тысячи единиц.

При этом наблюдается увеличение диспропорции между приростом числа автомобилей и приростом протяженности улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. В результате растет количество участков дорог с критическим уровнем загрузки дорожной сети, при котором вероятность совершения ДТП резко повышается. В 2010 году наибольшее количество мест концентрации ДТП отмечено на автодорогах Москва - Уфа (42), Ряжск - Касимов - Муром - Нижний Новгород (14), Нижний Новгород - Саранск (11) и Нижний Новгород - Киров (7).

Значительно перегружены основные магистрали города Нижнего Новгорода и Нижегородской области, периодически возникают задержки в движении транспорта.

Ежегодно увеличивается поток транзитных транспортных средств, следующих по дорогам Нижегородской области в другие субъекты Российской Федерации.

Для сложившейся ситуации характерны высокий уровень аварийности и тяжести последствий ДТП, в том числе высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма, недостаточный уровень безопасности при перевозках пассажиров и грузов.

В целях снижения негативных последствий автомобилизации, сокращения аварийности на автодорогах Нижегородской области постановлением Правительства Нижегородской области от 30 июля 2009 года № 550 утверждена областная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Нижегородской области в 2009-2011 годах".

Соответствующие программы по обеспечению безопасности дорожного движения приняты и выполняются органами местного самоуправления  муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

Также в Нижегородской области реализуются мероприятия федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 100.

Принимаемые меры позволили добиться снижения в 2010 году числа погибших в ДТП людей, в том числе детей.

В 2010 году в Нижегородской области зарегистрировано 5547 ДТП, при которых 756 человек погибли и 7031 получили ранения. По сравнению с 2009 годом количество ДТП возросло на 0,1% (+4 ДТП), число погибших снизилось на 1,4% (-11 погибших), число раненых возросло на 1,3% (+91 раненый). Тяжесть последствий ДТП в Нижегородской области в 2010 году снизилась по сравнению с 2009 годом с 10,0 до 9,7 погибших на 100 пострадавших.

Относительные показатели аварийности в Нижегородской области выше среднероссийских показателей. В 2010 году на каждые 10 тысяч зарегистрированных автомототранспортных средств в Нижегородской области совершено по 59 ДТП (по России - 47). На каждые 100 тысяч жителей приходится 231 пострадавший в ДТП (по России - 195).

Наиболее часто встречающимися видами ДТП в 2010 году были столкновения транспортных средств (38,2% от общего числа ДТП) и наезды на пешеходов (35,1% от общего числа ДТП).

Из всех ДТП, зарегистрированных на территории Нижегородской области в течение 2010 года, 4550 ДТП (82% от общего числа) произошли из-за нарушений водителями механических транспортных средств Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090. Количество погибших в этих ДТП составило 592 человека (78,3% от общего числа погибших в ДТП), количество получивших ранение - 6150 человек (87,5% от общего числа раненых в ДТП).

При этом 82,6% аварий, совершенных по вине водителей механических транспортных средств, произошли по вине водителей транспорта, принадлежащего физическим лицам.

Среди самых распространенных нарушений ПДД, приведших к ДТП в 2010 году, отмечены следующие:

- несоблюдение очередности проезда (802 ДТП);

- несоответствие скорости движения конкретным условиям (567 ДТП);