Действующий

Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие образования в Нижегородской области на 2011-2013 годы" (с изменениями на 19 ноября 2013 года)


Раздел 1. Характеристика проблемы и цель программы

Таблица 1. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа, и цели Программы

(в ред. приказа министерства образования области от 19.03.2012 № 834)

Наименование проблемы

Анализ причин ее возникновения, обоснование   целесообразности и необходимости ее решения на ведомственном уровне

Наименование соответствующей цели Программы

Наименование цели (подцели) Стратегии  развития  Нижегородской области и задачи  субъекта бюджетного планирования, достижению которой будет способствовать данная  Программа

1

2

3

4

Необходимость соответствия системы образования инновационному  развитию  экономики,   социальной защищенности детей  и молодежи,  а также модернизации  материально- технической  и учебно-  производственной базы учреждений

Приоритетным стратегическим  направлением деятельности Правительства  Нижегородской области  на перспективу до 2020  года является  формирование конкурентоспособного  сектора  реальной экономики   региона    на основе высокотехнологичных производств  и   развития человеческого капитала. Значимая   роль в реализации вышеуказанного стратегического направления  отводится системе   образования, которая  должна  обладать современными программами, развитой  инфраструктурой образовательных  услуг  и эффективными технологиями, позволяющими людям раскрыть  творческий потенциал,  реализоваться в  производственной деятельности и построении профессиональной карьеры. Стратегические направления     развития регионального образовательного комплекса тесно сопряжены с программой модернизации национальной  системы образования,  основными направлениями  социально-экономического развития    региона     и призваны обеспечить:
-  повышение  доступности качественного образования;
- инновационное  развитие экономики региона;
- удовлетворение ожиданий общества    и     каждого гражданина    в     сфере образования.
Направленность  Программы на обновление содержательно - организационных  механизмов на всех уровнях региональной системы  образования призвана  обеспечить  ее соответствие перспективным  тенденциям экономического развития и общественным потребностям страны и региона, а также повысить     практическую ориентацию отрасли  и  ее инвестиционную  привлекательность

Формирование  развитой   системы образования  на территории Нижегородской  области,  обеспечивающей высокую доступность качественного образования, соответствие региональной  системы образования  требованиям инновационного развития   экономики, удовлетворение ожиданий  общества и каждого гражданина

Развитая система образования. Обеспечение доступного, качественного и современного образования


1.1. Анализ сложившейся ситуации в сфере образования
Нижегородской области, результаты реализации Комплексной
областной целевой программы развития образования
в Нижегородской области в период 2006 - 2010 годов


Нижегородская область занимает одну из ведущих позиций по уровню развития среди регионов России. Территория области составляет 74,8 тысячи квадратных километров, на которой проживают 3524 тыс. человек.

Лидирующими отраслями реального сектора экономики являются автомобилестроение, транспорт и логистика, пищевая промышленность, черная металлургия; в инфраструктурном секторе экономики области значительное место занимают телекоммуникации, электроэнергетика, жилищно-коммунальное хозяйство.

Исторически сложившееся развитие Нижегородской области как центра автомобилестроения, авиастроения, судостроения, приборостроения, ядерной физики, оборонной промышленности и других высокотехнологичных секторов экономики сформировало устойчивые научные и технологические традиции в социально-экономической жизни региона.

Нижегородская область также является одним из ведущих в России образовательных центров, включающих 17 государственных, 18 филиалов иногородних и 20 негосударственных высших учебных заведений, в которых занято более 16 тысяч специалистов высшей квалификации.

Значительные изменения претерпевают и современные общественные отношения, обусловленные стремительными социально-экономическими изменениями, в основе которых лежат интеллектуализация производственной сферы, внедрение наукоемких и информационных технологий, а также проблемы конкурентоспособности производственных структур, которые давно перешагнули национальные границы и сегодня должны соответствовать международным стандартам и требованиям.

В условиях глобализации мировой экономики одним из важнейших факторов стабильного развития территориальных образований является возможность интернационализации экономической и социальной инфраструктур. Процесс интернационализации подразумевает международную кооперацию труда, обмен людьми, знаниями, технологиями, поскольку наиболее конкурентоспособными в перспективе будут регионы и страны, способные формировать, развивать и удерживать квалифицированные человеческие ресурсы, а также обладающие развитым научно-производственным комплексом, системой услуг, позволяющими человеку творчески развиваться в безопасных условиях. В этой связи актуально звучат слова Президента России Д.А. Медведева в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации о том, что главная задача современной школы заключается "в раскрытии способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире".

Современные социально-экономические отношения характеризуются значительной гибкостью и нелинейностью организационных форм производства и социальной сферы, стремительными изменениями технологий (в том числе и социальных) и, как следствие, высокой динамичностью рынка труда.

Указанные обстоятельства предполагают фокусирование внимания на создании условий для осуществления жителями области потребности в непрерывном образовании. Новая модель образования детерминирует базовое профессиональное образование как незавершенное и, в свою очередь, актуализирует образование как процесс совершенствования квалификации в течение всей жизни человека.

     
     Дошкольное образование

В 2009 году в Нижегородской области основную образовательную программу дошкольного образования реализовывало 1438 образовательных учреждений с общим числом воспитанников 129002 человека.

В 2009 году в Нижегородской области насчитывалось 1183 дошкольных образовательных учреждения, 65 начальных школ - детских садов. Кроме того, группы дошкольного образования организованы в 190 общеобразовательных учреждениях, из них 14 в городской местности и 176 - в сельской. Число мест для дошкольников в образовательных учреждениях области составляет около 120 тысяч.

Изменения в сети учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования и численности детей, посещающих эти учреждения, в 2009 году представлены в следующей таблице:

2008 год

2009 год

2009 год в % к 2008 году

Число дошкольных учреждений - всего, единиц        

1 258

1 248

99,2

в том числе:

в городской местности

852

855

100,4

в сельской местности

406

393

96,8

Кроме того, общеобразовательные учреждения, имеющие группы дошкольного образования    

183

190

103,8

в том числе:

в городской местности  

12

14

116,7

в сельской местности  

171

176

102,9

Число мест в дошкольных учреждениях - всего, единиц

120 964

119 724

99,0

в том числе:

в городской местности

99 472

99 752

100,3

в сельской местности

21 492

19 972

92,9

Численность  детей,  воспитывающихся  в  дошкольных учреждениях, - всего, человек  

126 816

129 002

101,7

в том числе:

в городской местности

109 459

111 242

101,6

в сельской местности

17 357

17 760

102,3


С целью наиболее полного удовлетворения запросов населения велась работа по расширению видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений. На начало 2009 года в области зарегистрированы учреждения следующих видов:

- 705 детских садов;

- 141 дошкольное учреждение с приоритетным направлением развития воспитанников;

- 222 учреждения комбинированного вида;

- 16 учреждений присмотра, ухода и оздоровления;

- 17 детских садов для детей раннего возраста;

- 24 учреждения компенсирующего вида;

- 39 центров развития ребенка.

Проблема общедоступности дошкольной ступени образования для всех категорий граждан должна решаться сегодня не только за счет поиска внутренних резервов (в 2008 году было открыто около 100 дополнительных групп на базе действующих детских садов на 2000 мест), но и нового строительства.