Первостепенность задачи органов власти всех уровней по повышению эффективности взаимодействия с гражданским обществом для повышения качества жизни граждан, а также требования действующего законодательства (по переходу на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде) обусловливают необходимость разработки Программы "Информационное общество и электронное правительство Нижегородской области (2012-2014 годы)" (далее - Программа) в целях организации межведомственного электронного взаимодействия и обеспечения перехода на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
За последние несколько лет у Нижегородской области есть определенные достижения в этой области. Помимо внутренней информатизации государственных и муниципальных органов области началось активное решение задач, актуальных для граждан. Повышение доступности государственных и муниципальных услуг, открытость деятельности органов исполнительной власти в сети Интернет, работа по переходу на предоставление услуг в электронном виде, прозрачность информации о деятельности органов власти - значимые шаги Нижегородской области в направлении реального перехода к информационному обществу.
Мероприятия, реализуемые Правительством Нижегородской области для перехода к информационному обществу, направлены на повышение качества жизни граждан Нижегородской области. Жители Нижегородской области смогут получить существенные преимущества от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, упрощения процедур получения государственных и муниципальных услуг, создания сервисов для взаимодействия с органами власти и другими организациями.
Согласно действующему законодательству субъекты Российской Федерации должны организовать работу по переходу на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также по созданию инфраструктуры доступа граждан к услугам, оказываемым в электронном виде. Требования к переходу на предоставление услуг в электронном виде, а также сроки проведения работ определены положениями действующего законодательства (Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ).
Федеральным законом № 210-ФЗ определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: (Абзац пятый- в ред. постановления Правительства области от 02.09.2011 № 694- см. предыдущую редакцию)
- обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя; (Абзац шестой- в ред. постановления Правительства области от 02.09.2011 № 694- см. предыдущую редакцию)
- представлять в иные органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, в подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ государственных и муниципальных услуг, многофункциональные центры по межведомственным запросам таких органов и организаций документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ перечень документов, безвозмездно, а также получать от иных органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных органов, от подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, такие документы и информацию.(Абзац седьмой изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 13.09.2013 № 643 -см. предыдущую редакцию )
Далее, субъектам Российской Федерации необходимо организовать работу по переходу на предоставление услуг в электронном виде и к 2014 году перейти на предоставление первоочередных услуг (перечень установлен Правительством Российской Федерации и Правительством Нижегородской области) в электронном виде. Положения Федерального закона № 210-ФЗ свидетельствуют о необходимости предоставления всех государственных и муниципальных услуг в режиме "одного окна".
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ уполномоченная организация субъекта Российской Федерации должна начать выдачу универсальных электронных карт: с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года включительно - гражданам, подавшим заявление о выдаче универсальной электронной карты; с 1 января 2014 года - гражданам, не подавшим до 1 января 2014 года заявление о выдаче им универсальной электронной карты и не обратившимся с заявлением об отказе от получения этой карты.(Абзац девятый в ред. постановления Правительства области от 13.09.2013 № 643 -см. предыдущую редакцию )
Выпуск универсальной электронной карты должен осуществляться на основании информации о персональных данных граждан, которая имеется у исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Для осуществления межведомственного информационного взаимодействия необходимо создание защищенного сегмента корпоративной информационно-телекоммуникационной сети органов исполнительной власти и местного самоуправления, в том числе внедрение аппаратно-программных средств защиты информационных ресурсов и систем от внешних и внутренних угроз информационной безопасности. (абзац введен постановлением Правительства области от 28.08.2012 № 578)
Решение этих задач возможно при наличии системы межведомственного электронного взаимодействия, позволяющей осуществлять электронное взаимодействие между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
В настоящее время Нижегородская область не готова к исполнению требований законодательства, так как отсутствует региональная информационная система межведомственного электронного взаимодействия и центр обработки данных органов исполнительной власти, информационные системы органов исполнительной власти несовместимы и не могут быть использованы без необходимой адаптации для организации межведомственного электронного взаимодействия. Недостаточно развита сеть передачи данных органов исполнительной власти для осуществления межведомственного электронного взаимодействия.
Кроме того, в области отсутствует необходимая с точки зрения законодательства инфраструктура доступа граждан к услугам органов власти, оказываемым в электронном виде (многофункциональные центры, инфраструктура универсальных электронных карт, инфокиоски для получения услуг в электронном виде). Действующее региональное законодательство, регламентирующее оказание услуг, не адаптировано к оказанию услуг в электронном виде и требует переработки.
Решение этих проблем необходимо для того, чтобы органы исполнительной власти и местного самоуправления Нижегородской области смогли перейти на предоставление услуг в электронном виде в соответствии с действующим законодательством, а население могло иметь возможности получать услуги в электронном виде.
Использование программного метода при решении этих проблем обеспечит возможность осуществления управления в области информационно-коммуникационных технологий, реализации мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам. Решение поставленных задач в рамках целевой программы также позволит осуществить интеграцию работ в сфере внедрения и использования информационных технологий, проводимых органами исполнительной власти Нижегородской области.