Содержание проблемы
Одной из первоочередных задач, стоящих перед Правительством Нижегородской области, является обеспечение сбалансированности и поддержка платежеспособности местных бюджетов. Решение этой задачи обеспечивается поддержанием сбалансированности местных бюджетов, обеспечением органов местного самоуправления необходимым объемом денежных средств для решения вопросов местного значения; мерами, направленными на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов, а также созданием стимулов для проведения органами местного самоуправления ответственной бюджетной политики и повышения уровня финансового менеджмента.
В настоящее время система межбюджетных отношений в Нижегородской области регулируется Законом Нижегородской области от 6 октября 2008 года № 135-З "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области".
Порядок расчета и предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов и городских округов устанавливается ежегодно законом об областном бюджете на очередной финансовый год, хотя принципы лучшей практики требуют закрепления методик распределения трансфертов нормативными актами длительного действия.
В среднесрочной перспективе межбюджетные отношения будут формироваться в соответствии с приоритетными направлениями бюджетной политики в сфере совершенствования межбюджетных отношений, установленными в основных направлениях бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на очередной финансовый год и плановый период.
Основной проблемой системы межбюджетных отношений является низкая финансовая самостоятельность муниципальных районов и городских округов, что выражается в высокой доле целевых трансфертов (субсидий) в общем объеме межбюджетных трансфертов. Для устранения этой проблемы необходимо разработать формализованную методику определения общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Для этого потребуется оценить сбалансированность местных бюджетов и нагрузку на областной бюджет в случае различных подходов к оценке общего объема трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности и выбрать вариант, наилучшим образом отвечающий задаче повышения финансовой самостоятельности муниципальных районов и городских округов.
Кроме того, выросшая в последние годы доля дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов) в общем объеме дотаций свидетельствует о необходимости совершенствования методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). Для совершенствования методики необходимо изменить порядок расчета индекса налогового потенциала и индекса бюджетных расходов. Согласно новому порядку оценки индекс бюджетных расходов муниципальных образований будет рассчитываться как произведение показателя, отражающего дифференциацию удельного объема оказания муниципальных услуг, на показатель, отражающий дифференциацию удельной стоимости ресурсов, потребляемых учреждениями при оказании муниципальных услуг. Порядок оценки доходного потенциала муниципальных образований заменит порядок оценки налогового потенциала и будет учитывать показатели, отражающие базу налогообложения, в том числе текущего финансового года, а также неналоговые доходы муниципальных районов и городских округов.
В случае принятия соответствующих поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации (соответствующие изменения предусматривались Концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года № 1123-р) в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) необходимо будет внести изменения, позволяющие проводить выравнивание бюджетной обеспеченности отдельно по группам муниципальных образований.
Мероприятия
9.1. Разработка нового закона о межбюджетных отношениях, предусматривающего порядок определения общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и порядок определения общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов, совершенствование методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), порядок расчета и предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Результаты
В результате решения данной задачи:
- повысится финансовая самостоятельность муниципальных районов и городских округов за счет увеличения доли нецелевых трансфертов и формализации порядка определения общего объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);
- повысится объективность распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов за счет более адекватной оценки потребности в расходах на оказание муниципальных услуг, более точного отражения реальных возможностей муниципальных образований по генерированию доходов (с учетом неналоговых доходов), раздельного выравнивания бюджетной обеспеченности различных групп муниципальных образований (в случае принятия соответствующих поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации);
- доля нецелевых межбюджетных трансфертов в общем объеме межбюджетных трансфертов (без учета субвенций на выполнение делегированных полномочий) составит к 2013 году не менее 55 процентов;
- доля дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетной системы составит не более 10% от общего объема трансфертов (за исключением субвенций на исполнение делегированных полномочий) к 2013 году.