Содержание проблемы
В рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование правового положения государственных учреждений, в Нижегородской области принят порядок формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Нижегородской области, утверждена форма государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) за счет средств областного бюджета, а также примерная форма соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Однако законодательство не дает однозначного ответа на вопрос, какие услуги, какого объема и содержания предоставляются потребителям на бесплатной основе, а какие - за плату, что приводит к скрытым формам оплаты населением и бизнесом услуг учреждений, непрозрачности деятельности учреждений и результатов оказания ими востребованных услуг. В настоящее время органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя государственных бюджетных и государственных автономных учреждений Нижегородской области, а также главными распорядителями средств областного бюджета, в ведении которых находятся государственные казенные учреждения Нижегородской области, не утверждены базовые и ведомственные перечни государственных услуг с выделением бесплатных и платных услуг. Не установлен размер платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами Нижегородской области согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", распоряжению Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 года № 1433-р и распоряжению Правительства Нижегородской области от 16 ноября 2010 года № 2402-р "О мерах по реализации Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 года № 1433-р".
В рамках реализации мероприятий Программы, в соответствии с требованиями Порядка определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Нижегородской области государственных услуг, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 1 марта 2011 года № 138, органами исполнительной власти Нижегородской области будут разработаны и утверждены методики расчета размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Нижегородской области государственных услуг (далее - методика).
Расчет и утверждение размера платы за услуги необходимые и обязательные, которые оказываются государственными учреждениями Нижегородской области, производятся этими государственными учреждениями Нижегородской области на основании методик, утверждаемых соответствующим органом исполнительной власти Нижегородской области, по согласованию с указанным органом.
Орган исполнительной власти Нижегородской области утверждает конкретные размеры платы в отношении услуг необходимых и обязательных, оказываемых непосредственно органом исполнительной власти Нижегородской области.
Методика должна позволять определить все затраты, связанные с предоставлением услуги необходимой и обязательной.
Решение данной задачи будет направлено на повышение доступности и качества государственных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах; привлечение в бюджетную сферу профессиональных кадров; создание условий для оптимизации бюджетной сети; развитие ресурсной и материально-технической базы государственных учреждений, в том числе за счет привлечения средств из внебюджетных источников и внедрения в деятельность государственных учреждений элементов конкуренции; ликвидацию неустановленных дополнительных видов оплаты населением услуг государственных учреждений.
В рамках данного направления повышения эффективности бюджетных расходов предполагается внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг; обеспечение информационной открытости и прозрачности деятельности органов исполнительной власти; перевод бюджетных учреждений со сметного финансирования на предоставление субсидий на выполнение государственного задания; предоставление права бюджетным учреждениям зачислять доходы от приносящей доходы деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений; исключение субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетных учреждений.
Мероприятия
19.1. Разработка порядков определения платы за оказание государственных услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений Нижегородской области, для граждан и юридических лиц с последующим установлением размера данной платы.
19.2. Разработка методик расчета размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Нижегородской области государственных услуг.
19.3. Установление размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Нижегородской области государственных услуг.
Результаты
В результате решения данной задачи:
- будут созданы условия для оптимизации бюджетной сети и развития ресурсной и материально-технической базы государственных учреждений Нижегородской области;
- будут созданы условия для стимулирования участников бюджетного процесса и получателей субсидий к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ (стимулирование оказания услуг большего объема и лучшего качества с наименьшими затратами);
- повысится конкурентность деятельности государственных учреждений Нижегородской области;
- будет ликвидирована основа для неустановленных дополнительных видов оплаты населением и бизнесом государственных услуг.