Содержание проблемы
Гибкость бюджетной системы подразумевает способность адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия внешнего и внутреннего характера, без нарушения ее устойчивости. В настоящее время кредитоспособность Нижегородской области является стабильной. Однако, несмотря на то, что Нижегородская область демонстрирует низкий уровень расходов на обслуживание долга, а также прогнозируемый рост экономики области, как доходная, так и расходная части бюджета остаются недостаточно гибкими. Сохраняется высокий уровень давления на текущие и капитальные расходы, что обусловлено как потребностью в расходах, так и влиянием инфляции. Расходы на заработную плату и социальные выплаты остаются основным фактором, обусловливающим рост текущих расходов областного бюджета. Нижегородская область по-прежнему испытывает потребность в модернизации или замене устаревшей инфраструктуры, что требует выделения значительных средств капитального характера. Потребности в капитальных расходах останутся одним из долгосрочных факторов давления на бюджет Нижегородской области, и в среднесрочной перспективе резервы гибкости капитальных расходов будут невысокими.
В этих условиях взвешенный финансовый менеджмент, а также способность придерживаться обдуманной финансовой политики является ключевым фактором, оказывающим влияние на финансовые и бюджетные показатели и, как следствие, на кредитоспособность Нижегородской области.
В качестве одного из направлений финансовой политики Правительство Нижегородской области рассматривает установление среднесрочных (на срок до 3 лет) индикативных показателей расходов по направлениям государственной политики (государственным программам) Нижегородской области, создающих условия для повышения гибкости в использовании бюджетных ассигнований для достижения заявленных целей государственной политики и при необходимости реструктуризации расходов по инициативе органов исполнительной власти. Такие показатели будут разработаны в процессе формирования государственных программ Нижегородской области.
Другое направление финансовой политики обусловлено возникновением временного кассового разрыва, определяемого как прогнозируемая в определенные периоды текущего финансового года недостаточность денежных средств, необходимых для осуществления кассовых выплат из бюджета. Факторами, влияющими на возникновение временных кассовых разрывов, являются неравномерность внутригодового поступления доходов и осуществление расходов бюджета по месяцам в пределах финансового года, крупные разовые выплаты из бюджета, связанные с обслуживанием долга, другие обстоятельства, требующие проведения срочных разовых выплат за счет средств бюджета.
В Нижегородской области сформирована нормативная правовая база, создающая условия для повышения финансовой гибкости и ликвидности областного бюджета. Она регулирует вопросы финансирования временных кассовых разрывов, образования финансового резерва, в том числе путем отвлечения временно свободных средств с отдельных лицевых счетов. Реализация положений нормативных документов при исполнении областного бюджета способствует оперативному управлению ликвидностью счета областного бюджета и обеспечению постоянного наличия финансовых ресурсов и эффективного управления ими.
Составление и ведение кассового плана исполнения областного бюджета позволяет определить потребность в денежных средствах на едином счете областного бюджета для осуществления оплаты денежных обязательств в целом по областному бюджету в любой период (квартал, месяц, день) и выявить периоды образования кассовых разрывов при исполнении областного бюджета. На основании осуществленных расчетов принимаются управленческие решения, которые позволяют осуществлять временное заимствование средств государственных учреждений Нижегородской области от приносящей доход деятельности и средств во временном распоряжении, целевых средств федерального бюджета, находящихся на лицевом счете областного бюджета, привлекать кредитные ресурсы на период образования кассового разрыва.
В целях оперативного принятия управленческих решений по вопросу санкционирования оплаты денежных обязательств осуществляется ежедневный мониторинг остатков средств на лицевом счете областного бюджета. Установление предельных объемов финансирования позволяет оперативно ограничивать расходы по каждому получателю бюджетных средств в текущем квартале в связи с неравномерным поступлением собственных доходов в течение года. Открытие и ведение лицевых счетов в министерстве финансов Нижегородской области позволяет осуществлять контроль над расходами областного бюджета на стадии подготовки платежных документов получателями средств областного бюджета и оперативно производить данные платежи с единого счета областного бюджета. В результате обеспечивается прозрачность исполнения бюджета и оперативность в получении информации об исполнении бюджета. Учет бюджетных обязательств, вытекающих из контрактов на поставку продукции (работ, услуг) и иных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета, позволяет осуществлять расходы в соответствии с заключенными контрактами и договорами и не накапливать кредиторскую задолженность.
Основные меры, которые будут приниматься в сфере управления временными кассовыми разрывами, будут заключаться в оценке величины кассовых разрывов и их длительности, своевременном прогнозировании сроков наступления временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета и полном выполнении финансовых обязательств перед получателями средств бюджета в течение финансового года.
Мероприятия
3.1. Установление среднесрочных (на срок до 3 лет) индикативных показателей расходов областного бюджета по направлениям государственной политики (государственным программам) Нижегородской области.
3.2. Прогнозирование временных кассовых разрывов и формирование финансового резерва с целью финансирования временных кассовых разрывов при исполнении областного бюджета.
3.3. Составление и ведение кассового плана исполнения областного бюджета.
Результаты
В результате решения данной задачи:
- будет усовершенствовано оперативное управление ликвидностью счета областного бюджета и обеспечено наличие финансовых ресурсов для исполнения расходных обязательств Нижегородской области;
- будет совершенствоваться практика принятия управленческих решений в сфере осуществления временного заимствования средств государственных учреждений Нижегородской области от приносящей доход деятельности и средств во временном распоряжении, а также целевых средств федерального бюджета, находящихся на лицевом счете областного бюджета;
- будет продолжена работа по осуществлению текущего контроля над расходами областного бюджета на стадии подготовки платежных документов получателями средств областного бюджета;
- повысится прозрачность исполнения бюджета и оперативность в получении информации об исполнении областного бюджета.