Действующий

Об утверждении Программы Правительства Нижегородской области "Повышение эффективности бюджетных расходов Нижегородской области на 2011-2013 годы" (с изменениями на 10 апреля 2013 года)

Задача 14. Оптимизация издержек на предоставление социальных выплат и пособий

Содержание проблемы

Социальные выплаты и пособия составляют существенную долю расходов бюджета Нижегородской области (около 25%), при этом выплаты производятся по почти 90 различным видам пособий. В области осуществляется последовательная политика по переходу на адресное предоставление социальных выплат и пособий в зависимости от уровня дохода семьи и критериев нуждаемости для различных категорий населения.

В то же время одной из проблем в данной сфере является наличие сравнительно большого числа разных пособий, направленных на одну категорию получателей - семью с детьми:

- ежемесячные денежные компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, приемным семьям;

- федеральное единовременное пособие при рождении ребенка;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- пособие по беременности и родам;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;

- компенсационная выплата женщинам, находящимся в отпуске по уходу за детьми до 3-х лет;

- ежемесячное пособие на питание беременным женщинам;

- областное единовременное пособие на рождение ребенка;

- ежемесячное пособие на ребенка;

- оплата дополнительных выходных по уходу за детьми-инвалидами;

- ежемесячное пособие на детей, находящихся под опекой (попечительством), приемных детей;

- социальная выплата  на обучение детей-инвалидов с нарушением слуха;

- ежегодная единовременная выплата к началу учебного года детям из малоимущих семей;

- ежемесячная денежная выплата на обеспечение питанием детей из малоимущих семей;

- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

- ежеквартальное пособие многодетным семьям, имеющим 5 и более детей;

- ежеквартальное пособие неработающим матерям (отцам), занимающимся уходом за детьми-инвалидами;

- единовременное пособие студенческим семьям;

- единовременное пособие при рождении одновременно двух и более детей;

- единовременное пособие первоклассникам общеобразовательных учреждений города Нижнего Новгорода из малообеспеченных семей.

Среди получателей данных пособий есть отдельные категории граждан (семей с детьми), которые могут получать несколько пособий одновременно. Однако доступ данных получателей к пособиям осложнен, поскольку получение каждого отдельного пособия требует выполнения отдельной процедуры по обращению граждан за помощью и назначению пособий. Соответственно, возрастают административные издержки на предоставление данных пособий. Кроме того, сумма средств, получаемых в рамках только одного пособия, не является ощутимой для поддержки семьи. Данная проблема может быть решена за счет консолидации отдельных пособий в рамках единого социального пособия.

Мероприятия

14.1. Подготовка предложений по оптимизации мер социальной поддержки, установленных областным законодательством, и установление единого ежемесячного социального пособия для семей с детьми (семейного пособия).

14.2. Оценка целесообразности предоставления других видов социальной поддержки, установленных областным законодательством, с учетом адресного предоставления и дифференциации размера пособий в зависимости от степени нуждаемости получателей.

Результаты

В результате решения данной задачи: