Большая часть средств вычислительной техники в здравоохранении Нижегородской области применяется в целях обеспечения административно-хозяйственной деятельности медицинских организаций, в то время как для автоматизации собственно лечебно-диагностического процесса используется менее 20% компьютерного парка.
Однако используемые прикладные системы не позволяют в полной мере обеспечить поддержку решений актуальных задач как в области управления отраслью, так и в области непосредственного оказания населению медицинской помощи.
Информационные ресурсы и технологии обработки информации в здравоохранении разрабатываются без обеспечения требуемого уровня централизации и координации работ. Слабо развита система отраслевых стандартов и регламентов, вследствие чего задача информационного взаимодействия различных организаций здравоохранения в рамках лечебного процесса в общем случае не решена, а в частных случаях ее решение крайне трудоемко и требует существенных затрат.
Существующие прикладные решения для медицинских организаций преимущественно ориентированы на работу со слабо структурированными данными. Хранимые электронные документы и записи, за редким исключением, являются вторичными по отношению к документам, оформленным на бумажном носителе, и не имеют юридической значимости.
Во многих медицинских информационных системах слабо развита поддержка сквозных рабочих процессов даже на уровне одной медицинской организации. При этом под медицинской информационной системой понимается программное обеспечение, предназначенное для автоматизации деятельности стационарных, поликлинических, вспомогательных (лабораторные, диагностические и т.п.) и иных подразделений медицинской организации, в том числе, обеспечивающее ведение персонифицированного учета оказанных медицинских услуг пациенту на основе единой электронной медицинской карты.
В рамках управления здравоохранением реализованы в основном процессы обобщения и предоставления на вышестоящий уровень агрегированной информации. При этом отсутствует возможность, во-первых, проверить такую информацию на предмет достоверности, а, во-вторых, оперативно изменить состав и форму представления агрегированной информации в зависимости от характера решаемых управленческих задач.
Информационные системы в здравоохранении проектируются и разрабатываются децентрализованно в условиях отсутствия единой методологии, а потому не позволяют рассматривать и анализировать деятельность системы здравоохранения в целом.
Медицинские организации аккумулируют значительные объемы информации, которая должна являться конфиденциальной. В то же время вопросам информационной безопасности при проектировании и эксплуатации информационных систем здравоохранения не уделялось достаточного внимания.
Все медицинские учреждения области имеют доступ в Интернет, в том числе и высокоскоростной. Последовательно реализуются мероприятия, направленные на создание Единого Информационного Пространства. Информационные ресурсы системы здравоохранения и ОМС Нижегородской области включают в себя следующие базы данных:
1. Региональный сегмент единого регистра застрахованных Нижегородской области, актуализацию которого осуществляют СМО и ТФОМС;
2. Медико-статистическую персонифицированную базу данных медицинской помощи, оказанной населению Нижегородской области в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования;
3. Данные о состоянии здоровья беременных и родильниц в рамках системы "Региональная информационная система автоматизации родовспоможения" (РИСАР);
4. Данные о льготном лекарственном обеспечении;
5. Различные федеральные и региональные регистры, связанные с заболеваемостью населения;