Жилищный фонд Нижегородской области на начало 2010 года составил 78,3 млн кв. метров общей площади. Свыше 86% жилищного фонда находится в собственности граждан. Обеспеченность жильем на душу населения по состоянию на 1 января 2010 года составляет 23,96 кв.м (при среднем значении по Российской Федерации 22,4 кв. м), ввод жилья на одного проживающего в 2009 году составил 0,42 кв. м (при среднероссийском значении 0,42).
По итогам 2009 года в области 3 502,9 тыс. кв. м жилищного фонда (4,5% от всей площади) имеет износ свыше 65%. Площадь непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда области составила, по данным Нижегородстата 1 774,2 тыс. кв. м. Площадь аварийного жилищного фонда составляет в области 314,5 тыс. кв. м. Динамика выбытия непригодного для проживания и аварийного фонда показана в таблице 14.
Непригодный для проживания и аварийный фонд за 2005-2009 годы
Таблица 14
2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | |
Непригодный для проживания и аварийный жилищный фонд, тыс. кв. м, | 1838,1 | 1779,5 | 1874,2 | 1790,3 | 1774,2 |
в том числе: | |||||
непригодный для проживания | 1659,6 | 1703,4 | 1715,8 | 1597,8 | 1459,7 |
аварийный | 178,5 | 76,1 | 158,4 | 192,5 | 314,5 |
Прогноз объемов финансирования переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2011-2012 годах рассчитан исходя из 40% площади жилых помещений многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2010 года и подлежащих расселению в рамках региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2010-2011 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 мая 2010 года № 294, - 320095,43 кв. метров, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемой при приобретении жилых помещений, устанавливаемой Минрегионом России.
Таблица 15
2011 год | 2012 год | Всего | |
Площадь жилых помещений, подлежащая расселению (40% от объема, запланированного реформой ЖКХ (кв. м)) | 64 019 | 64 019 | 128 038 |
Расчет доли софинансирования за счет бюджета Нижегородской области произведен исходя из доли, определенной на 2008 год.
Таблица 16
Предполагаемые объемы финансирования по годам в разрезе источников финансирования (тыс. руб.) | ||
2011 год | Всего | |
Всего, в том числе: | 671 579,0 | 671 579,0 |
фонд ЖКХ | 669 081,0* | 669 081,0* |
Областной бюджет | 0 | 0 |
Местный бюджет | 2498,0 | 2498,0 |
* - объемы финансовой поддержки за счет средств фонда ЖКХ будут уточняться с учетом размера лимита, установленного в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также размера увеличения имущества фонда ЖКХ за счет имущественного взноса Российской Федерации.
Коэффициент доступности жилья для граждан Нижегородской области по итогам 2009 года составляет 4,77 лет. Значение этого показателя выше среднероссийского показателя (по итогам 2009 года значение показателя в среднем по Российской Федерации составило 4,5 года). Суть показателя состоит в том, что если в течение этого периода (4,77 лет) все свои доходы семья из трех человек направляет исключительно на покрытие ипотечного кредита, то к концу срока она его полностью погашает и становится безусловным собственником стандартного жилья из расчета 54 кв. м на семью из трех человек.
Вместе с тем, мировая практика показывает, что не стоимость жилья играет главную роль в его доступности. Жилище как один из фундаментальных активов домашних хозяйств почти никогда не стоит дешево, но через рыночные институты (например, жилищно-строительные кооперативы, ипотечное кредитование) его доступность может значительно возрасти.
На конец 2009 года в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят 56169 тыс. семей.
Количество семей граждан, отнесенных к отдельным категориям,
состоящих на учете на улучшение жилищных условий.
Таблица 17
Категории граждан | Количество семей, состоящих на учете, по данным Нижегородстата |
Уволенные военнослужащие | 350 |
Вынужденные переселенцы | 570 |
Участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС | 217 |
Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий | 120 |
Ветераны Великой Отечественной войны | 2 282 |
Дети-сироты | 895 |
Многодетные семьи | 2 861 |
Молодые семьи | 6 600 |
Общая очередь | 42 781 |
ИТОГО: | 56 676 |
Из них к отдельным категориям, которым в соответствии с действующим законодательством оказываются меры государственной поддержки, отнесены 10520 семей. Оставшиеся 45640 семей, состоящих на учете и не относящихся к отдельным категориям, которым оказываются такие меры государственной поддержки, не имеют возможности улучшить свои жилищные условия в рамках государственных программ.
Как показывают данные статистики, ежегодно число семей, улучшивших свои жилищные условия, составляет 2,2 тыс. семей. Детальный анализ форм приобретения жилья показал, что 92% семей из указанного выше числа приобрели жилье в рамках реализуемых в области областных целевых программ, 8% - по социальному найму.
Таким образом, приобретение и строительство жилья в области, так же как и в целом по России, с использованием рыночных механизмов доступны лишь семьям с высокими доходами.