К проблемам, оказывающим негативное воздействие на объемы строительства и ввода жилья, следует отнести:
1. Наличие административных барьеров при получении исходно-разрешительной документации на строительство, при получении технических условий на подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
В Земельном и Градостроительном кодексах Российской Федерации предусмотрена оптимальная для инвестора, но требующая обеспечения муниципальными образованиями процедура предоставления земельных участков.
Проблемными вопросами для застройщиков остаются оформление земельных участков, неотработанность регламента перевода земель из земель сельхозназначения в земли под строительство населенных пунктов (после принятия муниципальными образованиями схем территориального планирования).
Выдача технических условий осуществляется ресурсоснабжающими организациями с завышенными требованиями (при предоставлении земельных участков, необеспеченных инженерной инфраструктурой), имеет место длительность процедур согласования ресурсоснабжающими организациями проектной документации, разработанной для строительства объекта. В настоящее время имеет место необходимость принятия мер, направленных на предупреждение и устранение административных барьеров.
В этой связи целесообразно создание (или определение) единого центра, ответственного за сбор и хранение информации о коммуникациях, что позволит найти оптимальные решения при выдаче технических условий на подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Достаточно сложным является вопрос разработки документов территориального планирования городских округов, городских поселений и муниципальных районов, решение которого требует выделение бюджетных средств. Вместе с тем, отсутствие генеральных планов не позволяет органам местного самоуправления системно определить как они будут развивать территорию, на которой инвестор хочет осуществить строительство.
Для сокращения разрешительных процедур для строительства объектов необходимо комплексное рассмотрение вопросов всего цикла: от оформления прав на земельные участки до государственной экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство и ввода объекта в эксплуатацию. Для каждого этапа должны быть установлены административные регламенты, определяющие порядок и сроки их прохождения. На сегодняшний день у большинства ведомств такие документы отсутствуют, вопросы взаимодействия согласующих организаций не отработаны между собой.
Отсутствие подготовленных к застройке земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой.
Практически все крупные города и районные центры в Нижегородской области подходят к той стадии, когда их ресурс свободных и готовых для застройки площадок уже исчерпан. Это требует вовлечения в оборот новых земель, как правило, земель сельскохозяйственного назначения.
2. Недоступность кредитных ресурсов для осуществления строительства.
Наиболее ощутимое замедление темпов роста ввода жилья в Нижегородской области отмечено в 2009 году. Данное обстоятельство связано в основном с кризисной ситуацией в экономике и банковской сфере.
Сдерживание развития промышленности строительных материалов, связанное с имеющимся износом основных фондов и невозможностью для большинства предприятий стройиндустрии привлечь льготный кредит для модернизации производства или закупить высокотехнологичное оборудование за пределами России. Решается путем концентрации мер государственной поддержки на модернизации тех предприятий, которые непосредственно задействованы в реализации программ по развитию жилищного строительства путем предоставления заемных средств в различных вариантах: долгосрочный кредит банка под государственные гарантии, аренда и лизинг, долгосрочные заимствования у третьих лиц.
Сдерживание развития промышленности строительных материалов, связанное с имеющимся износом основных фондов и невозможностью для большинства предприятий стройиндустрии привлечь льготный кредит для модернизации производства или закупить высокотехнологичное оборудование за пределами России. Решается путем: предоставления инвесторам, реализующим приоритетный инвестиционный проект Нижегородской области, налоговых льгот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, инвестиционного налогового кредита в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации; освобождения инвесторов, реализующих приоритетный инвестиционный проект Нижегородской области, от арендной платы при аренде земельных участков на территории Нижегородской области. Эти меры отражены в Законе Нижегородской области от 31 декабря 2004 года № 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области" и будут способствовать уменьшению степени износа основных фондов предприятий стройиндустрии.
В рамках снижения административных барьеров в строительстве можно рассмотреть решение следующих вопросов:
- подготовка на федеральном уровне единого регламента (перечень необходимых документов, порядок действий, сроки при строительстве, перечень согласующих, контрольных и надзорных органов, установление мер ответственности для должностных лиц, принимающих решения в соответствии с данным регламентом, за несоблюдение сроков либо неисполнение регламента;
- разработка и утверждение рекомендаций органам местного самоуправления, определяющим состав и полномочия органов местного самоуправления при осуществлении строительной деятельности;
- внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации с целью уточнения понятий агломерации городских округов и установления требования по разработке единых документов территориального планирования и зонирования территорий городского округа и граничащих с ним территорий сопредельных муниципальных образований, составляющих единую городскую агломерацию - с целью исключения многочисленных согласований этих документов органами местного самоуправления данных территорий, сокращения сроков и обеспечения прозрачности процедур принятия градостроительных решений, обеспечивающих единую концепцию развития агломерации;
- сокращение сроков перевода земель из одной категории в другую;
- при неиспользовании земельного участка, отведенного (приобретенного) под строительство, более трех лет - введение нормы о возможности изъятия таких земельных участков;
- при наличии прав застройщика на земельный участок - внесение изменений в градостроительное законодательство в части введения понятия "этап строительства" (подготовительные работы, возведение объектов), утверждение возможности выдачи разрешения на отдельные этапы строительства.
На уровне Нижегородской области как субъекта Российской Федерации:
- создаются и реализуются мероприятия по усилению контроля за строительством на земельных участках, предоставленных для жилищного строительства;
- реализуется пилотный проект в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года № 65, по переводу государственных и муниципальных услуг в сфере строительства и земельно-имущественного профиля в электронный вид.
В качестве отдельной меры необходимо проработать вопрос о применении сплошной инвентаризации и переоценки основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве и в жилищном фонде. Это позволит установить адекватную рыночную стоимость объектов коммунальной инфраструктуры и жилья, начислить соответствующие, оправданные амортизационные отчисления, что позволит сделать прозрачным механизм выдачи технических условий на присоединение к сетям, сделав невозможным предъявление завышенных требований к застройщикам.
3. Кадровая проблема в отрасли.
В строительном комплексе Нижегородской области за период 2006-2009 годы, при ежегодном росте объемов работ по виду деятельности "строительство" численность организаций и количество в них работающих изменились незначительно. При этом 95% от общей численности строительных организаций составляют малые предприятия с численностью менее 100 чел., которые выполняют не более 10% общего объема работ.
Тем не менее, в последние годы до октября 2008 года все чаще возникали вопросы дефицита квалифицированных рабочих строительных профессий, что подтверждается количеством заявок на вакансии от организаций в государственную службу занятости населения и привлечением иностранных рабочих. В 2008 году в государственную службу занятости населения поступили заявки на вакансии от 930 строительных организаций общей потребностью - 23 тыс. чел., из них рабочие профессии - 17 тыс. человек.
Возникающая потребность в рабочей силе компенсировалась иностранными рабочими. По данным миграционной службы в 2008 году в 180 строительных организациях Нижегородской области работало 12,8 тыс. иностранных рабочих. В 2009 году в строительный комплекс области привлечено 7 тыс. иностранных рабочих.