Действующий

Об утверждении Концепции развития систем и средств обнаружения и тушения лесных пожаров в Нижегородской области на период до 2015 года (с изменениями на 30 ноября 2012 года)

5. Мероприятия, обеспечивающие развитие систем и средств обнаружения и
тушения лесных пожаров в Нижегородской области

5.1. Совершенствование системы обнаружения лесных пожаров

Задача оперативного обнаружения и мониторинга очагов пожаров приобретает особую актуальность в связи с большой территорией, занятой лесами. Кроме нанесения ущерба лесному хозяйству, пожары оказывают сильное влияние на экологическую обстановку и могут угрожать жизни людей.

Своевременное обнаружение очагов пожаров и определение их характеристик - одна из серьезнейших задач. В этой связи возникает необходимость привлечения всех доступных средств оперативного обнаружения пожаров на ранней стадии их развития.

Развитие сети пожарно-наблюдательных вышек (мачт)

ПНВ, мачты необходимо строить в плановом порядке в лесных массивах, отнесенных к зоне наземного патрулирования. Строительство и размещение ПНВ и мачт должно вестись с учетом рельефа местности и с таким расчетом, чтобы вся их сеть позволяла обеспечить максимальный обзор охраняемой территории, своевременно обнаруживать возникающие пожары и определять их места методом засечек с 2-3 пунктов. При этом размещение пунктов и работа на них наблюдателей должны быть увязаны между соседними ПХС. Чтобы сократить расходы на строительство и обеспечить наблюдение с одного пункта за большей территорией, их размещают на возвышенных местах. Однако не следует располагать пункты далее 10-12 км друг от друга, так как большие расстояния ухудшают возможности обзора. Для удобства обслуживания наблюдательные пункты по возможности необходимо разместить вблизи от населенных пунктов, кордонов, дорог и рек.

В процессе реализации Концепции планируется проведение обследования всех не освидетельствованных ранее ПНВ с последующим их ремонтом и освидетельствованием, а также возведение дополнительно 38 пожарно-наблюдательных мачт.

Развитие системы видеообнаружения

Для покрытия наиболее пожароопасной территории лесов Нижегородской области потребуется установка 40 видеокамер (20 шт. в 2011 году, 20 шт. в 2012 году).

Планируемая схема размещения видеокамер приведена на рис. 18.


 

     
Рис. 18 . Размещение камер видеообнаружения

Для функционирования системы будет использована существующая инфраструктура вышек операторов сотовой связи.

Возможность легкого масштабирования и расширения системы делает ее востребованной как для задач обнаружения лесных пожаров на небольших территориях, так и для задач мониторинга обширных областей.

Система видеообнаружения позволит распределить нагрузку по нескольким операторам, что позволит повысить качество обнаружения лесных пожаров.

Видеокамеры могут работать совместно с пожарно-наблюдательными вышками и мачтами.

В отличие от космического мониторинга и авиапатрулирования, видеообнаружение осуществляется в режиме on-line, что позволяет в любой момент времени "сканировать" определенную местность по нескольким маршрутам одновременно.

     

     5.2. Управление тушением лесных пожаров

Единый диспетчерский пункт управления создается как структурное подразделение органа государственной власти Нижегородской области в области лесных отношений для осуществления сбора и обработки информации о лесных пожарах в Нижегородской области и своевременного оповещения о них территориальных органов органа государственной власти Нижегородской области в области лесных отношений и ПХС. ЕДПУ располагает информацией о наличии сил и средств пожаротушения, осуществляет их координацию. Для развития ЕДПУ необходимо предусмотреть его оснащение необходимыми техническими средствами.

В целях глобализации обмена информации в ЕДПУ выдвигаются следующие задачи:

- оснащение всех филиалов ПХС персональными компьютерами и подключение их к сети Интернет;

- разработка программного обеспечения (по типу формы 28-ОИП-авиа) для передачи оперативной информации о лесных пожарах и их состоянии филиалами ПХС в ЕДПУ;

     - обучение персонала.



Рис. 19. Информационные потоки о лесных пожарах