Отношения в области обеспечения пожарной безопасности в лесах и охраны лесов от пожаров урегулированы законами и иными нормативными правовыми актами как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации организация охраны лесов, в том числе осуществление мер пожарной безопасности в лесах, является полномочием Российской Федерации в области лесных отношений, переданным субъектам Российской Федерации и осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета.
Статьей 52 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Система обеспечения пожарной безопасности в лесах, развития сил и средств обнаружения и тушения лесных пожаров определена статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
1) предупреждение лесных пожаров;
2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
3) разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров;
4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Конкретные меры пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах определены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417.
В соответствии со статьей 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации на лесных участках, предоставленных в аренду, строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, проведение работ по гидромелиорации, снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов, иные мероприятия, определенные Правительством Российской Федерации, осуществляют арендаторы этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. На лесных участках, входящих в состав лесного фонда, не предоставленных в аренду или пользование, данные мероприятия возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Осуществление иных мер пожарной безопасности (мониторинг пожарной опасности в лесах, разработка планов тушения лесных пожаров, тушение лесных пожаров) как на арендованных лесных участках, так и на лесных участках, не предоставленных в пользование, также относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации на основании статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации реализуют полномочия по охране лесов от пожаров путем размещения заказов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Отдельные вопросы тушения лесных пожаров (например, привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров) регулируются нормами Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также Закона Нижегородской области от 4 января 1996 года № 17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Анализируя законодательство, регулирующее отношения в области обеспечения пожарной безопасности в лесах и охраны лесов от пожаров, следует отметить необходимость его совершенствования в части системы взаимодействия в условиях таких чрезвычайных ситуаций на уровне субъекта Российской Федерации.