Недействующий

О внесении изменений в областную целевую программу "Развитие конкуренции на территории Нижегородской области на 2010-2012 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 19 апреля 2010 года № 220

     2.1.14. Анализ конкурентной среды в сфере здравоохранения

Здравоохранение - это отрасль хозяйствования, которая накладывает специфические ограничения при формировании конкурентной среды.

Основная проблема развития конкуренции в здравоохранении заключается в специфике отрасли. Привлечение организаций частной формы собственности к реализации программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в случае нестабильной экономической ситуации, которая зачастую приводит к банкротству частных организаций, не может гарантировать обеспечение конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь.

В 2008 году сеть учреждений здравоохранения, располагающихся на территории  Нижегородской области, была представлена 238 учреждениями государственной и муниципальной формы собственности, 4 федеральными учреждениями здравоохранения, 5 федеральными НИИ и 5 ведомственными учреждениями.

Непосредственно в реализации программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи в 2008 участвовало 51 государственное учреждение здравоохранения, 160 муниципальных учреждений здравоохранения, 5 ведомственных лечебных учреждений,  3 федеральных медицинских учреждения.

На основании данных Единого реестра лицензий на право осуществления медицинской деятельности, выданных министерством здравоохранения Нижегородской области, число частных организаций, получивших с 1 июля 2009 года лицензии на оказание различного вида медицинских услуг, представлено 279 учреждениями, из них - 238 юридических лиц и 41 - индивидуальный предприниматель.

Таким образом, на текущий момент специфические барьеры, ограничивающие конкуренцию в сфере здравоохранения в Нижегородской области, отсутствуют.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования.

В Нижегородской области все действующие страховые компании являются филиалами иногородних страховых медицинских организаций.

Существенную долю на рынке услуг по обязательному медицинскому страхованию сформировали ООО "СК Ингосстрах- М", ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", ОАО "РОСНО-МС", ЗАО "Капиталъ МС", ЗАО "МАКС-М".

Указанные 5 страховых компаний формируют порядка 95% рынка по обязательному медицинскому страхованию в Нижегородской области.

Рынок услуг по обязательному медицинскому страхованию по Нижегородской области является высококонцентрированным.

Деятельность страховых медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования, осуществляется на основе типового договора, поэтому изменение условий договора как со страхователями, так и с лечебно-профилактическими учреждениями, введение скидок и льгот, в конечном итоге усиливающих конкурентоспособность страховщиков, исключены. В связи с этим, конкуренция между страховщиками по обязательному медицинскому страхованию является неценовой, то есть определяемой уровнем контроля качества предоставляемых медицинских услуг, при одинаковых ценах на эти услуги.

Преодоление ряда административных барьеров в сфере здравоохранения предусматривается проектом федерального закона об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации.

Указанным проектом планируется, что медицинские организации будут включаться в реестр медицинских организаций, участвующих  в системе обязательного медицинского страхования, на основании заявления, носящего уведомительный характер, об участии в системе обязательного медицинского страхования, направляемого в территориальный фонд. Территориальный фонд не вправе отказывать  медицинским организациям в приеме заявления.

Кроме того, с 2011 года  предусматривается постепенное увеличение тарифа на оплату медицинской помощи, что позволит привлечь дополнительные медицинские организации на рынок медицинских услуг.

Одним из механизмов формирования конкурентных отношений в сфере медицинских услуг является перевод всех государственных и муниципальных учреждений здравоохранения на одноканальное финансирование.

С 1 января 2009 года в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 1 ноября 2008 года № 511 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2007 года № 533 "О реализации пилотного проекта по поэтапному переходу на преимущественно одноканальное финансирование здравоохранения в Нижегородской области через систему обязательного медицинского страхования" в реализацию указанного пилотного проекта были включены 167 лечебно-профилактических учреждений (в том числе 14 государственных и 153 муниципальных) и 1 коммерческая медицинская организация.

Ограничивающий барьер для дальнейшей реализации пилотного проекта на текущий момент связан со снижением объема средств, поступающих в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области, в виде страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, что соответственно приводит к снижению размера дифференцированного среднедушевого норматива.

Еще одним механизмом развития конкуренции в отрасли является внедрение такого способа оплаты, как подушевое финансирование с частичным фондодержанием.

Оплата деятельности учреждения на основе подушевого принципа финансирования может служить основой для последующего осуществления стимулирующих выплат тем учреждениям здравоохранения, которые достигли целевых значений результативных показателей (наиболее эффективно выполнили свое государственное (муниципальное) задание).

На территории Нижегородской области планируется реализация пилотного проекта по введению подушевого финансирования с частичным фондодержанием офиса врача общей практики на базе муниципального лечебно-профилактического учреждения "Кстовская ЦРБ".

Для содействия укреплению и повышению конкурентности медицинских организаций на территории Нижегородской области большое внимание уделяется развитию высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП).

С 2007 года три учреждения Нижегородской области принимают участие в оказании ВМП для населения в рамках государственного задания за счет средств федерального бюджета. В дальнейшем планируется расширить перечень учреждений, оказывающих ВМП. В настоящее время ряд учреждений здравоохранения на территории Нижегородской области осуществляет процедуру лицензирования медицинской деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.

Перспективным направлением развития конкуренции в сфере медицинских услуг является развитие государственно-частного партнерства, предполагающего привлечение к выполнению Программы государственных гарантий оказания населению Нижегородской области бесплатной медицинской помощи (далее - Программа государственных гарантий), утверждаемой ежегодно постановлением Правительства Нижегородской области, медицинских учреждений различных форм собственности.

В Нижегородской области в 2009 году таким участником стал амбулаторный гемодиализный центр ООО "Компания "Фесфарм" (филиал "Фесфарм НН"), который участвует в проведении процедуры гемодиализа больным хронической почечной недостаточностью.

Это направление получит свое развитие с появлением на рынке медицинских услуг негосударственных учреждений, которые смогут доказать свою способность на альтернативной основе выполнять государственный заказ на необходимые виды помощи.

На территории Нижегородской области любые медицинские организации (независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности) вправе принимать участие в Программе государственных гарантий.

В настоящее время конкуренция на рынке медицинских услуг в Нижегородской области находится в начальной стадии своего развития.

Однако необходимо отметить, что любые инновации в сфере здравоохранения должны быть направлены на обеспечение доступности и качества медицинской помощи населению с учетом реализации конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь.