Недействующий

О внесении изменений в областную целевую программу "Развитие конкуренции на территории Нижегородской области на 2010-2012 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 19 апреля 2010 года № 220

     2.1.8. Анализ конкурентной среды в сфере топливно-энергетического комплекса


Одной из главных задач Правительства Нижегородской области является организация обеспечения потребности экономики, населения и организаций бюджетной сферы в топливе и энергии, организация их рационального и безопасного использования, разработка и реализация мер по демонополизации и развитию добросовестной конкуренции на рынке обеспечения топливно-энергетическими ресурсами Нижегородской области.

Развитие экономики тесно связано с удельной энергоемкостью. Высокая энергоемкость производства приводит к соответствующему уровню цен на продукцию, что ограничивает спрос на нее и тормозит развитие производства, таким образом, снижая заинтересованность участников рынка топливно-энергетического комплекса и конкуренцию в данной отрасли.

В настоящее время топливно-энергетический комплекс Нижегородской области включает в себя:

- 6 теплоэлектроцентралей с установленными электрической и тепловой мощностью 2036 МВт и  5399 Гкал/ч соответственно;

- 1 гидроэлектростанция установленной электрической мощностью 520 МВт;

- 2 блок-станции промышленных предприятий с установленной электрической мощностью 112 МВт.

Общая установленная электрическая и тепловая мощность электрических станций - 2668 МВт и 5399 Гкал/ч соответственно.

- систему газоснабжения, состоящую из магистральных газопроводов протяженностью 3,8 тыс. км, 6 компрессорных станций, газораспределительных сетей протяженностью 18,8 тыс. км, 108 газораспределительных станций и 814 газораспределительных пунктов, 3 газонаполнительных станций и сливной эстакады.

Основными факторами ограничения конкуренции в сфере топливно-энергетического комплекса являются:

- сложности процедуры предоставления земельных участков для размещения линейных объектов в интересах естественных монополий (для размещения сетей электро-, тепло-, газоснабжения, коммунальной инфраструктуры);

- отсутствие правил недискриминационного доступа к свободным мощностям газотранспортных сетей в Российской Федерации;

- неурегулированность вопросов технологического присоединения генерирующих объектов, разработки и согласования схемы выдачи мощности, синхронизации сроков технологического присоединения со сроками строительства электросетевых объектов.

В Нижегородской области в рамках снижения влияния факторов, ограничивающих конкуренцию (в сфере электроэнергетики), реализуются следующие мероприятия:

- синхронизированы инвестиционные программы сетевых и генерирующих компаний Нижегородской области. С 2011 года филиал "Нижновэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" переходит к долгосрочному тарифному регулированию с применением метода доходности инвестированного капитала;

- в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года № 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" обеспечивается прозрачность и информационная открытость при формировании инвестиционных программ субъектов естественных монополий в энергетике Нижегородской области.

Рынок электрической энергии

В 2009 году на четырех розничных рынках электрической энергии Нижегородской области осуществляло деятельность по продаже электрической энергии всего 22 продавца электрической энергии, из них 4 гарантирующих поставщика (ОАО "Нижегородская сбытовая компания", ОАО "Обеспечение РФЯЦ-ВНИИЭФ", ОАО "Русэнергосбыт", ЗАО "Волгаэнергосбыт")  и 18 энергосбытовых организаций.

Основную долю среди этих компаний имеют:

- ОАО "Нижегородская сбытовая компания" (гарантирующий поставщик) - 63,21%;

- ЗАО "Нижегородская электрическая компания" (ЭСК) - 22,7%;

-  Нижегородский филиал ОАО "Нижноватомэнергосбыт" (ЭСК) - 5,33%;

- ОАО "Сибурэнергоменеджмент" (ЭСК) - 6,15%.

Доля остальных сбытовых компаний менее 1%.
     Энергосбытовые компании, осуществляющие продажу электрической энергии на территории Нижегородской области, работают на рынке одного (или нескольких) гарантирующих поставщиков.
     В связи со значительной численностью сбытовых компаний в Нижегородской области, потребитель имеет большую свободу в выборе сбытовой компании.

     Рынок газа

Особенности функционирования рынка газа в Российской Федерации обусловлены наличием специфического отраслевого законодательства. Основной участник рынка природного газа - ОАО "Газпром" - владеет как Единой системой газоснабжения, так и добывающими, сбытовыми, газораспределительными организациями.

На территории Нижегородской области действует единственный поставщик природного газа ОАО "НТЭК".

Розничный рынок сжиженного газа характеризуется наличием поставщиков, поставляющих сжиженный газ в качестве моторного топлива для реализации на автомобильных газовых заправочных станциях (далее - АГЗС), для нужд промышленности и для коммунально-бытовых нужд населения области.

В 2009 году реализация газомоторного топлива на территории Нижегородской области осуществлялась  через 64 АГЗС. Сеть АГЗС на территории области принадлежит ЗАО "Реал-Инвест" - 20 штук, ООО "Газэнергосеть- НН" - 10 штук, ООО "Ока - пропан" - 7 шт., ПБ-Поволжье - 5 шт., ОАО "Лукойл-Волганефтепродукт" - 5 шт., и др.  

Таким образом, ЗАО "Реал-Инвест" занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ) через АГЗС для заправки автотранспортных средств.