Торговля - одна из наиболее динамично развивающихся и бюджетообразующих отраслей экономики Нижегородской области.
Современная ситуация на потребительском рынке Нижегородской области имеет достаточно высокий уровень насыщенности товарами и услугами, характеризуется достаточно развитой сетью предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения и очень высокой предпринимательской активностью.
Как и в других развитых регионах, на розничном рынке Нижегородской области отмечается рост числа и расширение деятельности крупных предприятий розничной торговли, применяющих современные сетевые технологии.
При этом, в последние годы региональные сети приобретают мультиформатный характер, то есть развивают свою деятельность как в формате крупных торговых объектов - универсальных магазинов и супермаркетов, так и в формате небольших магазинов "шаговой" доступности.
В настоящее время только в областном центре функционирует более 80 крупных объектов торговли, в том числе:
- 3 торгово-развлекательных центра ("Шоколад", "Золотая Миля", "Фантастика"), общая торговая площадь которых составляет более 100 тыс. кв.м;
- 12 гипермаркетов общей торговой площадью 96,2 тыс. кв.м;
- 50 торговых центров, общей торговой площадью 237,5 тыс. кв.м.
В настоящее время готов к открытию еще ряд торговых центров.
Важным фактором развития конкуренции в сфере розничной торговли Нижегородской области становится увеличение числа торговых сетевых компаний, особенно за последние 3 года.
Нижегородская область наряду с Москвой и Санкт-Петербургом занимает ведущее место по количеству и разнообразию торговых сетей.
На территории области в настоящее время осуществляют деятельность порядка 100 крупных торговых сетевых компаний, 19 из них являются продовольственными.
Важно отметить, что на территории области присутствует большое разнообразие международных ("Ашан", "Метро Кеш энд Керри", "Реал-Гипермаркет"), федеральных ("Лента", "Копейка-Поволжье", "Х5 Ритейл Групп", "Тандер") и региональных ("Сезон", "Калинка", "Райцентр", "Саюс") компаний, осуществляющих реализацию как продовольственных, так и непродовольственных групп товаров, между которыми идет сильная конкуренция и борьба за покупателя, что выражается, прежде всего, в снижении цен и проведении различных бонусных акций для населения.
Наибольшее влияние в сфере розничной торговли оказывают такие компании, как: "Х5 Ритейл Групп" (магазины "Перекресток", "Пятерочка", "Карусель"), "Тандер" (магазины "Магнит"), "Ашан" (магазины "Ашан"), "Реал-Гипермаркет" (магазины "Реал"), "Лента" (магазины "Лента"), "Копейка-Поволжье" (магазины "Копейка").
При этом имеют свою нишу на рынке и магазины "шаговой" (пешеходной) доступности в жилых, "спальных" районах городов области. В их ассортименте в основном присутствуют товары повседневной необходимости.
На территории Нижегородской области при министерстве государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области создана межведомственная комиссия по рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц о возможности предоставления земельных участков в аренду на новый срок и заключения договоров аренды.
Также проводится работа по сохранению сети передвижных объектов мелкорозничной сети (тонаров) на территории города Нижнего Новгорода.
Благоприятная конкурентная среда в сфере розничной торговли Нижегородской области характеризуется не только появлением новых субъектов на рынке, но и качественным обновлением самих технологий организации торговли.
Открываются новые торговые предприятия с прогрессивными формами торговли, такими как самообслуживание, продажа по образцам, предварительным заказам, салонная форма торговли, продажа в кредит, электронная торговля, устанавливаются терминалы для расчета с покупателями кредитными картами.
На фоне тех положительных моментов, которые сложились в регионе, все же остаются факторы, сдерживающие развитие конкуренции, такие как:
- ограниченное количество торговых площадей в ряде территорий области, причем не только в районах, но и в крупных городах, таких как Арзамас, Кстово, Бор, Дзержинск, Нижний Новгород, что является причиной увеличения арендной платы и замедляет появление в области новых торговых объектов,
- недостаточная информационная открытость рынков.
Актуальными для розничной торговли можно обозначить следующие барьеры:
- финансовые барьеры в части высоких ставок и тарифов по налогам и платежам и ограничений по получению кредитных ресурсов в финансовых организациях;
- транспортно - логистические барьеры в части отсутствия современных складских помещений и высоких транспортных расходов;
- административные барьеры в части получения земельного участка для строительства (расширения) торговой точки и высокой арендной платы за землю и нежилую недвижимость. Порядок и условия распределения земельных участков, устанавливаемые органами власти на местах, дают определенные преимущества инвесторам, вкладывающим средства в крупные торговые проекты, по сравнению с представителями малого бизнеса.
Кроме того, по данным Нижегородского УФАС России, по виду экономической деятельности "Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание" за 1 полугодие 2009 года возбуждено 2 уголовных дела в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и ведения недобросовестной конкуренции (статьи 10, 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Таким образом, основными мерами по развитию конкуренции в данной отрасли должны стать:
- содействие развитию инфраструктуры розничной торговли;