Особенности геополитического положения Нижегородской области благоприятны для формирования и развития здесь крупнейшего индустриального, научно-образовательного и культурного центра России. Регион расположен в центре европейской части страны на слиянии крупнейших рек - Оки и Волги, в месте пересечения мощных транспортных коридоров.
Особенностью региона является отсутствие значимых природных полезных ископаемых. В силу этого основу экономики составляют обрабатывающие предприятия, занимающие 90% всего промышленного производства.
По объему отгруженной продукции обрабатывающих производств область занимает 1-е место в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО) и 5-е - в России.
Деятельность Правительства Нижегородской области четвертый год строится на основе Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, которая определяет целевые ориентиры деятельности Правительства Нижегородской области до 2020 года (далее - Стратегия).
С целью скорейшего достижения одной из главных целей Стратегии "Эффективная, динамично растущая и сбалансированная экономика", выполнения установленных Стратегией ориентиров усилия Правительства Нижегородской области направлены на:
- достижение высокого уровня производительности и степени модернизации существующих предприятий;
- создание благоприятных условий для ведения бизнеса;
- развитие инвестиционной привлекательности территории для создания новых предприятий в приоритетных секторах экономики.
То есть, в конечном итоге, деятельность Правительства Нижегородской области направлена на создание и стимулирование в регионе развитой конкурентной среды.
Одним из направлений "главного удара" с целью развития конкуренции в Нижегородской области является создание крупнейшего в России центра производства и дистрибуции товаров массового спроса.
Реализация данного направления предусматривает развитие:
- отраслей, специализирующихся на производстве товаров массового спроса (в том числе, пищевая, легкая промышленность);
- сетей реализации;
- сырьевой базы;
- транспортно-логистического комплекса.
Вместе с тем, одной из основных угроз развития конкуренции не только в России, но и в Нижегородской области являются административные барьеры, снижающие стимулы входа на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки и создающие условия для коррупции.
Наиболее характерными для Российской Федерации административными барьерами принято считать:
- усложненный или бюрократический характер осуществления управленческих процедур работниками органов власти;
- избыток инстанций при входе на рынок;
- затрудненный доступ к информации.
Нижегородская область в этом смысле не является исключением, и отдельные случаи таких нарушений также существуют (подробнее в анализе конкретных товарных рынков и рынков услуг).
Поэтому эффективное противодействие ограничению, устранению или недопущению конкуренции является важной составляющей деятельности Правительства Нижегородской области.
В ходе реализации административной реформы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р об одобрении Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах и плане мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах) существенно сокращены масштабы вмешательства органов власти в экономическую деятельность, связанного с осуществлением государственного контроля (надзора), лицензированием, государственной регистрацией и экспертизой, обязательной сертификацией продукции.
Распоряжением Правительства Нижегородской области от 19 июня 2009 года № 1325-р утвержден План мероприятий по проведению административной реформы в Нижегородской области на 2009 - 2010 годы.
Указанная работа будет продолжена, так как в отдельных сферах все же сохраняются ограничения на вход новых участников на рынки в виде необходимости получения от государственных органов различных разрешений, согласований и заключений.
К числу ключевых ограничений развития конкуренции в регионе можно отнести:
1. Инфраструктурные ограничения. Одними из основных инфраструктурных ограничений конкуренции являются неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры и ограничения энергетической системы.
Транспортные проблемы приводят к появлению изолированных товарных рынков, а также к сужению географии реализации товаров. К основным транспортным ограничениям в регионе можно отнести:
- относительно низкая пропускная способность автомобильных дорог, отсутствие дорожных обходов областного центра Нижнего Новгорода;