Недействующий

О внесении изменений в областную целевую программу "Развитие конкуренции на территории Нижегородской области на 2010-2012 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 19 апреля 2010 года № 220

2.1.1. Общие положения

В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Развитая конкурентная среда  обеспечивает:

- сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей;

- установление минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих, вместе с тем, долгосрочную финансовую стабильность наиболее эффективных предприятий.

В условиях развитой конкуренции даже единственный предприниматель  на рынке вынужден учитывать при осуществлении ценовой политики появление возможных конкурентов.

В случае неразвитости конкурентной среды у хозяйствующего субъекта появляется возможность и стимулы к сознательному ограничению производства и торговли. Обычно эта возможность  тем больше, чем больше  концентрация на данном рынке, то есть сосредоточение производства, капитала в одних руках или в одном месте, преобладание на рынке одной или нескольких фирм.

В таких случаях появляется необходимость использовать как меры антимонопольного регулирования, так и меры экономического и нормативно-правового стимулирования.

Однако, иногда сам факт высокой концентрации, а соответственно, низкого уровня конкуренции на рынке для ряда отраслей является необходимым условием эффективности. Это, в первую очередь, отрасли с высокими технологическими и инфраструктурными  барьерами вхождения на рынок.

Необходимо отметить, что уровень развития конкуренции на рынке можно оценивать исходя из учета многих факторов, порою неочевидных.

Например, очевидным является то, что вновь появившиеся предприятия в той или иной мере создадут конкуренцию ранее действовавшим. Их значительное число может говорить о том, что конкуренция на рынке существует. Другое дело в бюджетной сфере. Например, в здравоохранении, ввиду гарантий государства по оказанию бесплатной медицинской помощи, основную долю занимают бюджетные учреждения. На первый взгляд трудно представить конкуренцию в бюджетной сфере. Однако ярким примером стимулирования развития конкуренции в этой сфере может быть подушевое финансирование с частичным фондодержанием. При такой системе финансирования лечебные учреждения конкурируют между собой, оказывая медицинскую помощь в интенсивном режиме и более качественно, поскольку стимулирующие выплаты получат только те учреждения здравоохранения, которые достигли целевых значений результативных показателей (наиболее эффективно выполнили свое государственное (муниципальное) задание).