Недействующий

О внесении изменений в областную целевую программу "Развитие конкуренции на территории Нижегородской области на 2010-2012 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 19 апреля 2010 года № 220

     2.1.7. Анализ конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального
       и дорожного хозяйства

Жилищно-коммунальное хозяйство

Жилищно-коммунальный комплекс - сектор региональной экономики, обеспечивающий благоприятные условия проживания граждан и функционирование различных видов экономической деятельности области.

Услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) оказывают 878 организаций, в том числе частной формы собственности - 615 (70%), из них с долей участия в уставном капитале муниципального образования не более 25% - 591 (67,3% от общего количества организаций). В 2007 году доля частных организаций составляла  61,3%.

Услуги по управлению многоквартирными домами оказывает 246 организаций, в том числе частной формы собственности 142 организации (57,7%), из них  141 с долей участия в уставном капитале  муниципального образования не более 25%. Около половины этих организаций (47%) относятся к многоотраслевым предприятиям. Доля многоквартирных домов, в которых собственники выбрали и реализуют способ управления управляющей организацией частной формы собственности, составляет 38,3%. Общая площадь  домов - 31,3 млн. кв.м или 56,7%.

Услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах оказывают 173 организации, в том числе частной формы собственности 169 организаций (97,7%), доля участия в уставном капитале муниципального образования в этих организациях - не более 25%. Кроме того, услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах оказывают 212 управляющих организаций.

Услуги по водоснабжению и водоотведению оказывают 86 организаций, в том числе частной формы собственности - 55 (64%), из них с долей участия в уставном капитале муниципального образования не более 25% - 52 (60,4%);

по электроснабжению - 40 организаций, в том числе частной формы собственности - 35 (87,5%), из них с долей участия в уставном капитале муниципального образования не более 25% - 31 (77,5%),

по теплоснабжению - 196 организаций, в том числе частной формы собственности - 136 (69,4%), из них с долей участия в уставном капитале муниципального образования не более 25% -130 (66%),

по газоснабжению - 18 организаций, из них частной формы собственности с долей участия в уставном капитале муниципального образования не более 25% - 16 (89%),

по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов - 15 организаций, из них частной формы собственности с долей участия в уставном капитале муниципального образования не более 25% - 7 (46,7%),

многоотраслевые предприятия - 220 организаций, из них частной формы собственности - 67 (30%).

В настоящее время доминирующее положение на рынках услуг по управлению многоквартирными домами занимают хозяйствующие субъекты, учредителями которых являются муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. В управлении таких организаций находится большинство многоквартирных домов.

Вновь созданные управляющие организации, занимающие незначительную часть рынка, не подготовлены к работе в системе рыночных отношений, у них отсутствует опыт управления жилищным фондом.

В сложившейся системе управления жилищным фондом мала вероятность прихода на рынок крупных управляющих организаций и привлечения инвестиций на модернизацию жилищного фонда.

К факторам, тормозящим развитие конкуренции, относятся:

- естественно-монопольный вид деятельности (транспортировка газа по газопроводам, услуги по передаче электрической энергии, услуги по передаче тепловой энергии) организаций коммунального комплекса;

- отсутствие системы контроля за несением собственниками помещений бремени содержания общего имущества;

- крайне консервативное поведение собственников помещений в части управления многоквартирным домом.

Данные факторы, а также отсутствие профессиональных кадров председателей и бухгалтеров влияют и на процесс создания товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) и развития их деятельности.

Развитию конкуренции в данной отрасли препятствует ряд барьеров:

- значительные капитальные затраты для вхождения на рынок новых участников и длительный срок окупаемости инвестиций;

- недостаточный уровень юридической грамотности собственников помещений в многоквартирных домах;

- высокий уровень физического износа основных фондов ЖКХ.

По данным Нижегородского УФАС России, в 2008 году по виду деятельности "Жилищно-коммунальное хозяйство" возбуждено 1 уголовное дело в части действий (бездействия) органов власти, ограничивающих конкуренцию (статья 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции"). По итогам первого полугодия 2009 года нарушений по данному виду деятельности выявлено не было.

В настоящее время в Нижегородской области управление коммунальным комплексом осуществляется, в подавляющем большинстве случаев, муниципальными унитарными предприятиями или предприятиями, созданными на основе муниципальных унитарных предприятий. На предприятиях действует административная система управления, не использующая рыночные механизмы. При этом унитарные предприятия не ориентированы (и не мотивированы) на осуществление деятельности с целью получения прибыли, внедрение новых технологий и инноваций в организациях жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области.

Для развития конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг и создания условий для эффективного функционирования жилищно-коммунального комплекса необходимо принять следующие меры:

- развитие информационного пространства в сфере ЖКХ для обеспечения доступа к информации потребителей жилищно-коммунальных услуг и организаций жилищно-коммунального комплекса;

- сокращение числа муниципальных унитарных предприятий;

- развитие рынка услуг управляющих организаций. Развитие системы сертификации и содействие созданию саморегулируемых организаций в жилищно-коммунальном хозяйстве Нижегородской области;