Недействующий

О внесении изменений в областную целевую программу "Развитие конкуренции на территории Нижегородской области на 2010-2012 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 19 апреля 2010 года № 220

     2.1.13. Анализ конкурентной среды на рынке фармацевтической
     продукции и изделий медицинской промышленности

Фармацевтическая и медицинская промышленность

Среди предприятий, выпускающих медицинское оборудование, на территории области можно выделить:

- наиболее крупные предприятия - ОАО "Медикоинструментальный завод им. В.И.Ленина" ("МИЗ Ворсма") с долей на рынке - 20%, ОАО "Медикоинструментальный завод им. М.Горького" (доля на рынке - 15%),  ЗАО "Медполимер ЛТД" (доля на рынке - 1%);

- малые и средние предприятия (преимущественно ориентированные на выпуск продукции, не имеющей аналогов в регионе) - ООО "Айболит-2000" (доля на рынке - 40%), ООО НПП "Микромонтаж" (доля на рынке - 90%), ООО "Омид" (доля на рынке - 50%) и др.;

- предприятия оборонно-промышленного комплекса - ОАО "Горьковский завод аппаратуры связи им. А.С. Попова", ФГУП "НПП "Полет", ОАО "Арзамасский приборостроительный завод".

Также на рынке региона осуществляют торговлю импортным и отечественным медицинским инструментом ряд организаций Нижегородской области, относящихся к малому предпринимательству (ООО "Росмедснаб", ООО "Омега", ООО "ЗнайКом", ООО "Исток", ООО "МК Ворсма" и др.).

Главными конкурентами нижегородских предприятий являются поставщики медицинского инструмента производства Пакистана, Китая, Индии, которые проводят на рынке России демпинговую торговую политику.

По данным нижегородских медикоинструментальных предприятий, за последние годы  объем импорта из Китая медицинского хирургического инструмента вырос в 10 раз,  шприцев увеличился в 1,3 раза.

Производство лекарственных средств в области осуществляет ОАО "Нижфарм", которое входит в число пяти крупнейших фармпроизводителей  России и выпускает около 100 наименований лекарственных средств в форме мазей, кремов, суппозиториев, желатиновых капсул и таблеток.  

В целях развития конкурентной среды на рынке фармацевтической и медицинской продукции Правительством области проведены следующие мероприятия:

- организована выставка и презентация продукции предприятий медицинской промышленности для главных врачей лечебных учреждений области и города Н.Новгорода;

- на официальном сайте госзаказа (www.goszakaz.nnov.ru) подготовлен и размещен реестр нижегородских производителей продукции медицинского назначения (13 предприятий);

- организована работа по увеличению объема закупаемых лекарственных средств отечественного производства для граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение (доля закупаемых отечественных лекарственных средств в 2009 году выросла с 30,0% до 42,3% процентов).

Факторами, тормозящими развитие конкуренции на региональном рынке фармацевтической продукции и изделий медицинской промышленности, являются:

- отставание отечественной фармацевтической и медицинской промышленности в части технологического уровня производственных мощностей и использования научных разработок;

- наличие на рынке контрафактной и фальсифицированной продукции;

- отсутствие доступного информационного поля для потребителя.

Помимо этого, существует ряд административных барьеров:

- трудности при получении лицензии;

- усложненный процесс регистрации;

- большое количество контролирующих органов.

Основными мерами, направленными на развитие конкуренции на данном рынке, являются:

- стимулирование выпуска высококачественной, в том числе инновационной продукции медицинского назначения путем оказания на конкурсной основе государственной поддержки предприятиям, осуществляющим техперевооружение и реализацию инновационных и инвестиционных проектов;

- реализация мероприятий разрабатываемой федеральной целевой программы (далее - ФЦП) развития фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" в части перевооружения производственных мощностей предприятий до экспортоспособного уровня, стимулирование разработки наукоемкой и инновационной фармацевтической и медицинской продукции, развитие кадрового потенциала и информационной инфраструктуры;  

- доведение информации о выпускаемых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения до потребителя.

Розничная реализация лекарственных средств

По данным анализа рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, представленными Нижегородским УФАС России, уровень обеспечения населения области аптечными услугами показывает высокую плотность аптечных учреждений в области, - на одно аптечное учреждение приходится меньше четырех тысяч человек (3,34) при норме соотношения численности населения и количества аптечных учреждений - четыре - пять тысяч на одну аптеку (к примеру, в Свердловской области, по данным ФАС России, на 1 аптеку приходится порядка десяти тысяч человек).

В Нижегородской области частные аптечные учреждения преобладают над  государственными и муниципальными. Так, если в 2006 году на территории Нижегородской области действовало 695 аптек (из которых 252 государственных (муниципальных) учреждения, 443 частные аптеки), то к концу 2007 года доля государственных (муниципальных) аптечных учреждений сократилась на 18%, и произошло резкое увеличение частного сектора данного рынка (на 379 аптечных учреждений).

По данным Нижегородского УФАС России развитая конкурентная среда сложилась лишь на 7 локальных рынках (в основном это крупные промышленные города и районы области).