Легкая промышленность Нижегородской области является многопрофильным комплексом, выпускающим одежду, обувь, одеяла, искусственные и натуральные виды кожи, шорно-седельную продукцию, кожгалантерею, канаты, веревки, войлок различного назначения, сети рыболовецкие и т.д.
Конкурентная среда в сфере легкой промышленности Нижегородской области определяется деятельностью 68 крупных и средних предприятий следующих обрабатывающих производств: текстильного и швейного производства (54 предприятия), производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (14 предприятий). Численность работающих в легкой промышленности Нижегородской области составляет 8100 человек. Кроме этого значительная часть предприятий легкой промышленности области (более 3000) сосредоточена в малом бизнесе. Крупные и средние предприятия находятся в неравных конкурентных условиях с малыми предприятиями.
Доля текстильного и швейного производства в общем объеме отгрузки обрабатывающих производств Нижегородской области составляет 0,6%, производство обуви, кожи, изделий из кожи - 0,3%.
Объем отгруженной продукции в 2009 году по текстильному и швейному производству составил 3 458 млн.руб. (темп роста к 2008 году - 92,2%); по производству кожи, изделий из кожи и производству обуви - 1 755 млн.руб. (темп роста - 75,3%).
К наиболее крупным предприятиям на данном рынке можно отнести ЗАО-р ДШФ "Русь", НШ ЗАО "Весна", ЗАО "Княгининская швейная фабрика", ЗАО "Спасский промкомбинат", ЗАО "Богородский швейно-галантерейный комбинат", ООО "Богородская обувная фабрика" и т.д.
В общем объеме производства выполнение госзаказа на этих предприятиях составляет около 70 - 90%.
Кроме того, есть субъекты малого предпринимательства, занимающиеся швейным производством.
В целях поддержки предприятий легкой промышленности в 2009 году:
- разработана и утверждена Программа развития промышленности Нижегородской области на 2009 - 2013 годы (постановление Правительства Нижегородской области от 19 июня 2009 года № 400). В рамках реализации данной Программы предприятиям легкой промышленности оказывается государственная поддержка в виде возмещения части процентной ставки по кредитам, получаемым в коммерческих банках с целью пополнения оборотных средств и технического перевооружения;
- принято постановление Правительства Нижегородской области от 22 июля 2009 года № 523 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 6 апреля 2006 года № 108", позволяющее увеличить размер возмещения части процентной ставки по кредитам до ставки рефинансирования Центрального Банка;
- на официальном сайте государственных и муниципальных заказов Нижегородской области (www.goszakaz.nnov.ru) сформирован и размещен реестр предприятий легкой промышленности с полной номенклатурой выпускаемой продукции.
Существует ряд факторов, тормозящих развитие конкуренции:
- неравные условия конкуренции между отечественными производителями и легальными импортерами;
- наличие на рынке контрафактной, фальсифицированной продукции и "теневого" импорта,
- недостаточно развитая информационная инфраструктура.
Кроме того, препятствует развитию конкуренции ряд барьеров:
- административные барьеры входа новых участников на товарные рынки;
- отсутствие четкого разграничения функций контролирующих и надзорных органов;
- значительные финансовые затраты при создании новых предприятий;
- постоянно растущие тарифы подключения к объектам инженерной инфраструктуры.
Меры, направленные на снижение влияния негативных факторов:
- стимулирование роста выпуска высококачественной продукции, в том числе продукции с высокой добавленной стоимостью;
- оптимизация условий совместной работы предприятий легкой промышленности с крупными торговыми сетевыми компаниями;
- повышение осведомленности участников размещения заказа о проводимых закупках товаров, работ и услуг;
- расширение доступа предприятий легкой промышленности к государственному заказу, в том числе за счет перехода на электронную форму проведения аукционов;
- продвижение на региональные и международные рынки товаров предприятий легкой промышленности путем осуществления деловых миссий с предварительным анализом потребностей данных рынков;
- доведение информации о товарах массового спроса, выпускаемых нижегородскими производителями до населения.