Противодействие преступности, охрана общественного порядка, обеспечение безопасности граждан, профилактика правонарушений всегда являлись важнейшими задачами органов государственной власти, нашедшими отражение в областной целевой программе "Профилактика преступлений и иных правонарушений на территории Нижегородской области" на 2009-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 12 февраля 2008 года № 35.
Социально-экономическое и духовно-культурное развитие государства невозможно без достижений серьезных успехов в борьбе с преступностью. На протяжении последних лет проблемы укрепления правопорядка и законности приобрели особую остроту.
За три последних года наблюдается рост преступлений, зарегистрированных на территории Нижегородской области. Так, в 2008 году количество преступлений, зарегистрированных на территории Нижегородской области, составило 87 628 преступлений, в 2009 году - 89 717 преступлений, за 8 месяцев 2010 года - 52 934 преступления.
Криминальная напряженность усиливается в связи с возникшим в стране финансовым кризисом, снижением уровня доходов значительной части населения и продолжающейся на этом фоне алкоголизацией населения, особенно в сельской местности.
Преступность - явление социальное, и успешная борьба с ней возможна лишь при комплексном подходе, в том числе посредством профилактики правонарушений.
На всех этапах развития Российского государства служба участковых уполномоченных милиции занимала важное место в системе органов внутренних дел. Прототипами современного участкового уполномоченного милиции были - околоточный надзиратель, уездный надзиратель. Данные полицейские чины осуществляли территориальный надзор, то есть одну из важнейших функций как городской, так и уездной полиции.
В дальнейшем деятельность участковых уполномоченных милиции в своей основе была направлена на профилактику правонарушений, обеспечение общественного порядка на обслуживаемом административном участке. Отсюда "участковый", то есть лицо, несущее личную ответственность за состоянием дел в жилом или ином секторе, закрепленным за ним, лицо отвечающее за конкретный участок.
В настоящее время участковым уполномоченным милиции (с 1 марта 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции" - участковым уполномоченным полиции) должна принадлежать ведущая роль в решении задач, возложенных на полицию, и не только потому, что они составляют одну из наиболее многочисленных ее служб, но и потому, что находятся на главных, передовых рубежах охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. (Абзац восьмой- в ред. постановления Правительства области от 25.04.2011 № 300- см. предыдущую редакцию)
Однако, на сегодняшний день служба участковых уполномоченных полиции не может быть укомплектована должным образом из-за недостатка желающих служить в ней. (Абзац девятый- в ред. постановления Правительства области от 25.04.2011 № 300- см. предыдущую редакцию)
Новый этап в развитии института участковых уполномоченных милиции начался с принятием 18 апреля 1991 года Закона Российской Федерации № 1026-1 "О милиции", который предусматривал особую роль участкового уполномоченного милиции и делал упор на необходимости органов исполнительной власти и органов местного самоуправления обеспечивать участкового уполномоченного милиции жилой площадью в виде отдельной квартиры или дома в соответствии с требованиями действующего законодательства. (Абзац десятый- в ред. постановления Правительства области от 25.04.2011 № 300- см. предыдущую редакцию)
Совместная работа органов внутренних дел и органов исполнительной власти Нижегородской области по внедрению программно-целевого подхода к решению указанных системных проблем, в частности реализация настоящей Программы поможет достижению качественных сдвигов в правоохранительной деятельности.